Введение в Дхарму посредством алфавита

May 28, 2015 18:09



К слову о той истории из апокрифов, когда Христос ребёнком ещё, придя в школу, объяснял учителю значение алфавита, внешнее и внутреннее, о семантике звука и прочие замечательные вещи. Наткнулся тут в 10 главе "Лалитавистара-сутры" на схожее в биографии будущего Будды - принца Сиддхартхи:

"Итак, о монахи, сто тысяч детей вместе с Бодхисаттвой стали изучать алфавит. И тут, по благоволению Бодхисаттвы, когда дети произносили отдельные слоги, то, при произнесении ими слога "а" звучало(3), [подобно эху]: «Все побуждения (самскара) непостоянны». При произнесении слога aa - «Благо себе и другим». При слоге i - «Несовершенны органы чувств». При слоге ii - «Неисчислимы бедствия мира». При слоге u - «Неисчислимы скорби мира». При слоге uu - «Несовершенно существование в мире». При слоге e - «Желания порождаются омрачениями». При слоге ai - «Благородный путь - наилучший». При слоге o - «Поток [надлежит] пересечь». При слоге au - «Самопорождённый». При слоге aM - «Беспорочное рождение». При слоге aH - «Угасание». При слоге ka - «Явление плода [благих] деяний». При слоге kha - «Небу подобны все слова наставлений». При слоге ga - «Явление глубокого учения о цепи причинности (пратитья-самутпада)». При слоге gha - «Разрушение плотного покрова неведения и рассеяние тьмы заблуждений». При слоге ~Na - «Очищение тела». При слоге ca - «Четыре благородные истины». При слоге cha - «Отсечение страстей и влечений». При слоге ja - «Превзойти старение и смерть». При слоге jha - «Победа над воинством с рыбой на стяге(4)». При слоге ~na - «Постижение (джняпана)». При слоге Ta - «Завес рассечение». При слоге Tha - «Вопросы, подлежащие отклонению». При слоге Da - «Укрощение волнений, [порождаемых] Марой». При слоге Dha - «Воспринимаемое органами чувств мерзко». При слоге Na - «Пыль омрачений». При слоге ta - «Видение Таковости». При слоге tha - «Искушённость(5) в пробуждении прекрасных [особых] сил(6)». При слоге da - «Благоухание щедрости, сосредоточенности, сдержанности». При слоге dha - «Семь сокровищ Благородного(7)». При слоге na - «Познание имени и формы». При слоге pa - «Высшая [истина]». При слоге pha - «Посадка семян для обретения плода». При слоге ba - «Избавление от оков». При слоге bha - «Прекращение существования». При слоге ma - «Устранение надменности и тщеславия». При слоге ya - «Постижение истинного Учения». При слоге ra - «Услаждение Истиной, [превосходящей] влечение и отвращение». При слоге la - «Пут рассечение». При слоге va - «Лучшая из колесниц». При слоге sha - «Покой ума (шаматха) и ясное видение (випашьяна)». При слоге Sha - «Постижение высшего знания [путём] устранения шести опор восприятия(8)». При слоге sa - «Достижение пробуждения и постижение высшего знания». При слоге ha - «Разрушение неисчислимых источников страдания (клеша)». При произнесении слога kSha звучало: «Все слова, учение излагающие, мимолётны».

Так, о бхикшу, по воле Бодхисаттвы, во время произнесения детьми [отдельных] слогов являлись, одновременно с ними, неисчислимые сотни и тысячи введений в Учение".

Примечания:

3 Первое слово каждой из фраз, звучавших при произнесении того или иного слога детьми, начинается, как правило, с того же слога, который детьми произносился.

4 Воинство с рыбой на стяге (джхаша-дхваджа-бала) - под рыбой на стяге понимается плотское/сексуальное влечение, которым искушал Будду демон Мара; т.е. речь идёт о победе над воинством Мары-искусителя.

5 Искушённость (вайшарадья, букв. «отвага, неустрашимость; уверенность в себе; искушённость») - 1) в совершенном знании всех дхарм; 2) в разрушении всех неблагих желаний; 3) в достоверном определении препятствий на пути к пробуждению; 4) в достоверном знании пути, ведущего к освобождению.

6 Особые силы (бала) - особые силы, которыми обладает будда. Это силы (иначе говоря - особые умения) знать: (1) что правильно и неправильно; (2) последствия той или иной кармы; (3) о том, что желают живые существа и в чем они находят удовлетворение; (4) истинную сущность всех вещей и явлений; (5) уровень способностей того или иного существа; (6) конечный результат всех деяний; (7) всевозможные способы сосредоточения; (8) прежние перерождения, а также беспредельное осознание (абхиджня); кроме того - (9) исчерпывающее знание всего благодаря сверхъестественному ви'дению и (10) способность быть непогрешимым.

7 Семь сокровищ Благородного - 1) вера (шраддха); 2) соблюдения обетов (шила); 3) стыдливость (хри); 4) заботливость (апатрапья); 5) изучение [сутр] (шрута); 6) щедрость (тьяга); 7) мудрость (праджня).

8 Шесть опор восприятия (шад-аятана) - 1) форма; 2) звук; 3) запах; 4) вкус; 5) осязание; 6) мысль.

Дхарма, сутра, санскрит, Будда Шакьямуни, история, освобождение, речь, алфавит

Previous post Next post
Up