Сейчас Шабар-мантры используют, в основном, натхи, со временем их взяли себе на "вооружение" агхори, эту традицию развил Баба Кинарам в 15-16 веке. А еще шабар-мантры используют Нага Баба, сейчас даже обычные тантрики эти мантры встраивают в свои садханы. Но тантрики эти мантры используют, в основном, для абхичары. Они знают, что мантры обладают большой силой, поэтому они их и используют. Шабар-мантры всегда начинаются с благословения Гуру и заканчиваются реализацией силы того или иного Деваты, это характерная черта многих Шабар-мантр, которая их отличает от всех остальных.
Правила Шабар-мантр появились как следствие синтеза знания всех мантр, ведических, пуранических, тантрических. Кто-то считает их просто колдовством, а для кого-то они ануграха-шакти и путь к мокше. Это - своеобразный экстракт, который кажется простым для тех, кто его сам не извлекал, примерно так же, как кому-то йога сиддхов кажется просто гимнастикой для похудения. Вы наверняка видели множество современных выхолощенных школ по йога-физкультуре, так в каком-то (очень искаженном) смысле можно сказать, что их родоначальник ни кто иной, как Горакшанатх. С Шабар-тантрой то же самое, конечно, кто-то стал их модернизировать и переделывать на свой лад, вот так и появился миф о том, что это традиция мелкого колдовства. Но не надо упрощать то, что священно, и думать, что кажущееся банальным - безопасно. Ведь сущностных разногласий между санскритскими мантрами и шабари нет, при том, что санскрит - это такой же язык, как и все языки, станет он для нас духовным или нет - зависит от нашего сознания.
Мантра - это сознание, выраженное в звуке, это Божество, выраженное в звуке, если Абсолют вездесущий, то почему он должен быть только определенно где-то, а не везде? Шабар-мантры - это старая йогическая технология, базирующаяся на том, что мантры - это сознание и, кстати, если почитать наиболее известные тантры, то мы обнаружим там, что при чтении манасика-мантры, многие ритуальные условности могут быть оставлены. А согласно тому же Кашмирскому шиваизму, методы Анупайи работают только благодаря милости Гуру, хотя, по сути, это методы без метода. Настоящая Шабар-тантра в Натха-сампрадайе по этим законам и работает. Чтобы практиковать шабар-тантру, нужна подготовка, ракшака-мантра (защитная мантра), шоддхака-мантра (очистительная) и т.д. В йоге дело обстоит похожим образом, и Горакшанатх не вдается в особые детали, он в своих текстах описывает все основное, подразумевая, что читающий уже и так все знает.
Есть такая практика мантры - "Горакша-кила", она открывает силу Шабар-мантр и милость Горакшанатха на то, чтобы мантры работали. Как и во многих тантрических садханах, есть такие мантры как килака, уткилана, аргала и ряд других. Они предназначены, чтобы открыть возможности каких-то мантр, шакти Деват, поэтому их повторяют перед практикой. Иногда, в случае каких-то проблем, тот, кто собирается приступить серьезно к садхане, использует и другие мантры, например, шаподдхара или шаповимочана-мантры, для снятия порчи и негативных влияний, pакшака-мантры (защитные), также мантры, которые раскрывают силу сознания садхаки и т. д. Все эти элементы могут быть разными в садханах разных Деват, иногда их разновидности встречаются во многих вариациях для разных Деват, в таких Tантрах, как Брихат-тантрасара, Деви-рахасья и т. п. Классический пример - Дурга-сапташати, где принято читать Агралу, Килаку и Кавачу перед самим текстом, текст тоже может читаться частями, в зависимости от дней недели, лунных циклов, от периодов в году и др. В Кали-видье тоже есть свои вариации Килаки и Аргалы, а потом Сапташати. У Натхов же есть Горакша-кила. Все Божества и их мантры рассматриваются как проявление Шивы, и если вы достаточно чисты и способны воспринимать силу Шивы, то мантры ею наполняются и работают.
Но вообще, милость Шивы и бхакти - это основа всего, ритуалы важны, но главное - понимать, что весь механизм включается в зависимости от того, насколько сильна ваша шуддха-бхакти. Не бывает так, чтобы какой-нибудь нечистый человек, зная техники, получил сиддхи, формальное знание кусочков писаний вряд ли кому-то поможет. Этим надо жить и всего себя посвятить без остатка, возможно тогда что-то настоящее и проявится.
Сиддхи Горакша-мантры заключаются в вашей реализации в Традиции натхов в целом, т.е. на уровне знаний, в успешной практике йоге, на уровне «самбандханы», связи с Гуру, традицией и Божеством. Реализация «самбандханы» в первую очередь означает преданность Гуру. Именно поэтому работают все практики йоги, все мантры и реализуются сиддхи всех Божеств. Это предельно просто и, в тоже время, очень сложно.
Тантра натхов, как и тантра вообще, очень многоплановая, но одно можно сказать: у натхов ритуалы другие, они есть сущность любой тантрической практики. Сочетать сложные тантрические ритуалы с йогой могут не все садхаки и даже садху, у натхов своя система ритуалов, она внешне сильно отличается от распространенной тантрической. Если вы будете использовать классическую тантру и одновременно практиковать йогу, то может пойти большой «разнос» или можно даже дойти до полной неадекватности, что со многими такими «практиками» часто и происходит. Тантра, сама по себе, очень сложная система, поэтому если вы - натх, то лучше начать с натховских ритуальных практик. Не нужно гнаться за количеством, реализация одной мантры может дать все сиддхи, именно так все и происходит.
В Шабар-тантре нет такого понятия как винийога, ньяса, чханда, риши и, как уже говорилось, потребности в санскрите. Однако учитываются накшатры и др. астрологические влияния, ещё важна преданность Гуру, поэтому в Натха-сампрадае мула-мантра всех Шабар-мантр - это имя Гуру Горакшанатха. Это главная мантра в нашей традиции, и она передается с дикшей, её должен передать квалифицированный Гуру, после реализации этой мантры вы можете использовать все остальные Шабар-мантры.
Дело в том, что в Индии много разных категорий практиков, сред них немало и домохозяев (грихастх), поэтому те, конечно, могут практиковать и шат-кармы (шесть видов тантрических ритуалов) из Шабар-чинтамани, Бхута-дамары и т.п., но садху обычно такие вещи редко совершают. Может быть это используют также еще и те, кто занимаются крупной проповеднической деятельностью. А отрешенным йогинам это действительно ни к чему, но надо трезво смотреть на вещи, много ли таковых? А если говорить серьезно, то шат-кармы - вещь невыгодная, много ритуалов, дорогие составлящие подношений, к тому же, если делающий это ошибется, то он может накрутить себе карму, напризывать всяких якшинь, пишачинь, будут потом у него эти "пассажиры" надолго. Но главное - во имя чего? Чтобы навести мохану на друзей, которых в материальном мире и так не существует, и которые его продадут во имя мелких выгод, дело лишь в цене. А единомышленники поймут и без всяких мохан; тех, кто совершает зло, погубит само мироздание, без всяких марана-прайог. На самом деле, все намного проще, ищите истину, тогда многое отпадет как пустое и бессмысленное. Если вы - царь, то зачем вам заниматься тем, чем занимаются министры или их подчиненные, или подчиненные подчиненных? Магизм нужен для тех, кто не понимает (в силу своей природы) должным образом религию или йогу, но, конечно, в истории было немало примеров, когда абхичарины оставляли путь низшей магии и становились йогинами. А настоящих абхичаринов тоже не так и много, в основном много тех, кто об этом только говорит.
Йоги Матсьендранатх