Мозг гения и проблемы компенсации

Mar 30, 2015 19:28



Эйнштейн - пример гения с маленьким мозгом и малыми возможностями
для социальной адаптации и имитации нормативного поведения.

Исследования показали, что у одних представителей человечества кора большо­го мозга может выполнять уникальные функции, кото­рые для других людей недоступны. Значит, существует структурная детерминация функций мозга, выраженная в числе нейронов, решающих в мозге разных людей одинаковые задачи. Эти различия индивидуализируют поведение любого человека даже в одинаковых усло­виях. Такие структурные ограничения индиви­дуальной организации неокортекса человека невоз­можно преодолеть методами воспитания или трениро­вок.

Чем меньше необходимо вовлекать для выполнения конкретной функции структур мозга, тем чаще могут появляться одарённые личности. К сожалению, таких занятий не много, а узкая функциональная специализация имеет собственные подводные камни. Наглядным примером можно считать сомелье, парфюмеров и дегустаторов пищи, которые обладают раз­витым вкусом и обонянием. Невысокая вероятность рождения человека со столь редким сочетанием хорошо развитых обонятельных центров довольно очевидна. Такой гений вместе с уникальным обонянием должен получить от родителей ассоциативные центры необычно крупных размеров. Только схожее сочетание сен­сорной одарённости, памяти и ассоциативного потенциала может дать миру нового гения - созидателя обо­нятельных ощущений. Однако вероятность подобного события крайне мала. Слишком много ядер и полей в мозге одного человека должны приобрести уникаль­ные размеры для появления желаемой обонятельной гениальности. По этой причине создание новых ароматов духов, чая, кофе, коньяка и виски довольно слу­чайно и зависит от игры природы и особенностей раз­вития больше, чем от целенаправленной деятельности человека.

Мозг гения уникален, но за свои способности он дол­жен платить довольно высокую цену. На инстинктивно­ гормональные и социальные формы поведения оказывают большое влияние центры мозга, отвечающие за нестандартные способности. Принятие любых, даже по­вседневных решений осуществляется на балансе тройственности, а не двойственности сознания, как у обычного человека. Рассмотрим природу этого явления.



При формировании мозга гения необходимо воз­никновение целостной системы крупных структур, предопределяющих ту или иную выдающуюся способность. После появления такого узкоспециализирован­ного морфофункционального комплекса привычный баланс между инстинктивными и рассудочными ком­понентами центральной нервной системы нарушается. Формируется абсолютно новая структурная основа управления поведением. Она тем необычнее, чем больше выражена индивидуальная изменчивость мозга, пере­шедшая в одарённость конкретного человека. Вполне понятно, что синхронизированная активность трети или четверти всех нейронов неокортекса легко подчинит себе всю остальную ткань мозга.

Независимо от рода занятий мозг гения испытывает постоянные трудности при принятии любого решения. Проблема выбора между двумя мотивациями, характерными для всех людей, усложняется активностью структур, входящих в комплекс гениальности. В пове­денческом плане эта особенность строения приводит к многочисленным перепадам настроения, нелогичным поступкам, смене интересов и увлечений. Поэтому общепринятые принципы общежития гении вынуждены имитировать, тщательно скрывая свои собственные представления о мире. Проблема усложняется тем, что абсолютного структурного совпадения мозга гениев даже в одной области искусства никогда не бывает. В результате третий компонент мотивации поведения зависит как от рода человеческой деятельности, так и от особенностей строения мозга конкретного человека.

Особое внимание следует уделить и выраженным проявлениям гениальности, и трагедии огромных потен­циальных способностей при отсутствии материального субстрата для конкретной творческой деятельности. Такие ситуации довольно часты и возникают в несколь­ких случаях. Чаще несостоятельность потенциального гения возникает при наличии всей зрительной, обоня­тельной или слуховой цепочки центров без выраженных нейральных механизмов двигательной реализации имеющегося потенциала. Например, человек блестяще понимает законы живописи, обладает феноменальной зрительной памятью и развитой фантазией, а провести рукой даже прямую линию не может. Последствия такой несостоятельности очевидны и предсказуемы. Если этот талант идёт в художники, то ему придётся не столько рисовать, скколько изобретать и рекламировать свою деятельность. Единственный выход - искусствоведе­ние, но им большинство амбициозных гениев просто брезгуют. В результате мы получаем всё прекрасно понимающего, но абсолютно бездарного художника. По­лугениальные личности обычно занимаются выдумы­ванием новых форм искусства, которые помогают скрыть их неспособность к классическому творчеству.



Аналогично одарённые в слуховом отношении люди испытывают огромный дискомфорт от невозможности писать и исполнять музыку. Эти ограничения преимуще­ственно морфофункциональные и не могут быть пре­одолены образованием и воспитанием. В результате об­ладатель такого полугениального мозга будет плохим исполнителем музыки, обречённым на пожизненные мучения от понимания своей несостоятельности. По­добные трагедии обычно случаются при наследственной передаче семейного ремесла и родительском наси­лии в выборе профессии.

Вполне естественно, что личные трагедии таких людей переносятся в искусство, литературу или науку. Публичность добавляет социального внимания и становится имита­ционной средой для развития трагедии неудавшегося гения. Именно такие ситуации вызывают к жизни сию­минутных имитаторов гениальности, которые исчезают вместе с интересом публики.



Мечтать о гениальности могут только те, кто не догадывается о плате за выдающиеся способности. Эти люди с раннего детства живут в среде скрытых душераздирающих противоречий и невидимых страданий, причины которых абсолютно непонятны окружающим. Если им удаётся немного пожить в зрелом возрасте, то они оставляют бессмертные художественные шедев­ры и памятники человеческой мысли. К сожалению, большинство одарённых личностей рождается и исче­зает без какого-либо заметного следа. По милому обезьяньему обыкновению социальной платой за исклю­чительные способности и гениальность является всего одна человеческая жизнь, которой легко пренебречь.

Любая ис­ключительность в человеческой среде наказуема. Это основной принцип сосуществования приматов и под­держания устойчивости сообществ. Асоциальные типы в обществе элиминируются силовым способом, а исключительные - методом искусственного отбора. Искусственный отбор в гоминидных сообществах был движущей силой эволюции мозга человека на протяжении миллионов лет и сохранился до настоящего времени. По этой же причине особи с нестандартным мышлением и, что намного хуже, поведением обречены на скрытое преследование и уничтожение. Заветная мечта ленивого и завистливого человечества - обнаружить природу гениальности. Если бы этот секрет удалось найти, то новые гении перестали бы появляться. Их просто истребляли бы заранее, как источник потенциальной опасности и усиления внутривидовой конкуренции.



Закон искусственного отбора в социальных системах работает в пользу посредственностей и снижает шансы гения на выживание и полноценное обра­зование. Если его мозг работает в условиях тройственности сознания, то трудно ожидать, что его детство и юность пройдут без социальных потрясений. При большом мозге ситуация намного лучше. Выраженные способности меньше затрагивают прилежащие структуры мозга, и подросток может имитировать традиции социального поведения, хотя их и не разделяет. Ему удаётся сохранять отноше­ния с однокашниками за счёт подражания общеприня­тому поведению обывателей. Большой мозг позволяет до поры до времени скрывать свои выдающиеся спо­собности, что повышает шансы особи на выживание и получение образования. По этой причине гении и об­ладают преимущественно большим мозгом. В про­тивном случае им не удаётся вести или имитировать мало-мальски адекватный сообществу образ жизни и они погибают.

Общество вступает в конфликт с одарённой лично­стью ещё по одной причине - из-за нереализованной гениальности. Эта проблема имеет биологические корни и требует особого рассмотрения. Представим себе следующую, довольно тривиальную, ситуацию. Ро­дился и вырос гениальный художник, который получил необходимое профессиональное образование. Этому гению повезло, он пережил период созревания и остался в профессии. В дальнейшем у гения возни­кает новый соблазн, продиктованный биологическими принципами работы его мозга.

С одной стороны, он может интенсивно работать и создавать бессмертные творения, в которые вложит все силы, чувства и одарённость. При этом шансов быть замеченным, признанным и широко известным у самого гениального художника очень немного. Большинст­во страстно любящих живопись творцов это прекрасно понимают, но продолжают вкладывать все силы в не оправдывающее себя дело. Большинство подобных случаев самоистязания обычно трагичны и мало кому известны.

С другой стороны, гениальный мозг художника работать по биологическим причинам не хочет. Осознавая свою гениальность, художник может пойти двумя путями: растрачивать себя на социально бесплодное созидание или имитировать напряжённый труд и рекла­мировать гениальность. Соблазн в том, что для обывателей различия в результатах будут почти незаметны. После умело организованной рекламы и дозированного эпатажа социализированное восприятие любого художника в обществе меняется. При наличии гениальных способностей достаточно хотя бы иногда реали­зовывать свои лучшие качества. Перед зрителем всё равно будет произведение с ореолом шедевра, а уж неправедная оценка степени гениальности - удел коварных завистников. Критерии оценки произведений искусства размыты, что создаёт благодатную почву для спекуляций. Для самого гения с биологической точки зрения имитационный путь выгоднее и проще. Именно поэтому далеко не все гении реализуются в творчестве, а многие работы самых лучших художников - три­виальные поделки.



Из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина
Казимира Малевича "Черный квадрат" два месяца провисела вверх ногами.
Шутка...

Самое привлекательное в гениальности - её эф­фективность. Тот, кто сможет находить гениев, будет управлять миром. Использование талантливых людей в государственных, военных, научных, эстетических и социальных целях - бесценная возможность. Од­нако разыскивать и отбирать такие сокровища при по­мощи как самих гениев, так и посредственностей невоз­можно. Для решения этой проблемы никакие психологические тесты и оценки способностей не пригодны. Нужно найти способ прижизненного ана­лиза строения головного мозга каждого конкретного человека. Найдя способ прижизненной оценки струк­турной предрасположенности организации мозга гениальной личности, можно решить невероятное количество задач, стоящих перед человечеством.

С.В.Савельев, "Нищета мозга"

понимание, мозг, наука, наблюдения, гений

Previous post Next post
Up