Я часто встречаю у своих собеседников вопрос о том, надо ли добиваться, чтобы визуализация была ясной картинкой. Чаще всего учителя не дают правильных объяснений и не порождают ясного понимания в умах учеников - потому что часто учителя сами не очень разбираются в типах работы ума, касающихся т. н. визуализаций. Наиболее точные объяснения на этот счёт я встречал в наставлениях по практике Ваджрасаттвы у ламы Оле Нидала. Он говорил, что некоторые люди имеют такой тип ума, более склонный к интеллектуальной работе, нежели к видению картинок. Для них важно проводить фиксацию ума при созерцании - на умственном образе, который существует и без картинок, но позволяет точно так же, как с ними, концентрировать ум. И вот я встретил сходные, но более подробные объяснения у Намкая Норбу Ринпоче...
"Очень важно, чтобы вы установили устойчивую визуализацию. Некоторые говорят - у меня много трудностей в выполнении визуализации, потому что я не могу видеть формы и цвет. Но если вы хотите научиться видеть их как что-то конкретное, вам нужно научиться делать фиксацию. Некоторые говорят - я не могу представить белое А и тигле, потому что я их не вижу. Вам нужно делать хорошенько фиксацию на белом А и тигле, вы наблюдаете, а потом закрываете глаза, и, конечно, вы можете это видеть. Вы представляете эту форму в центре тела, и все. Там нет ничего такого на конкретном уровне, материального. Мы делаем практику с помощью ума, мы судим и думаем. В нашем уме мы можем получить все что угодно. Визуализация - это разновидность суждения, концепция, на которой вы можете сосредоточиться.
Когда мы в буддийской традиции изучаем логику, мы говорим, что есть два вида видения. Например, кто-то говорит - ты знаешь, что такое лошадь? Вы не можете сказать, что вы не знаете. Вы знаете, что такое лошадь. В этот момент в вашем уме возникает лошадь. Но не возникает какая-то точная лошадь. Но у вас есть эта идея о точности. Это что-то вроде умственного видения. "Минам" - означает, что, когда вы смотрите в зеркало, вы можете видеть отражения. Но всё - форму, цвет вы можете видеть очень точно. Но если вы попробуете прикоснуться к зеркалу, вы ничего не сможете найти, хотя это отражение, оно зримо. Это также своего рода видение. Так что это образ, который вы можете получить в вашем уме, и когда вы делаете визуализацию, у вас то же самое.
В тантрическом стиле, особенно в стадии развития Аннутара-тантры, выстраиваются одна за другой все визуализации - сначала мандала, как она выглядит, затем божества - как выглядят эти формы, какого они цвета, сколько рук и ног, что держат в каждой руке - и т.д., все сооружается шаг за шагом до самого конца. Это называется стадия развития. И так вы упражняетесь, и в конце у вас полностью сформирована эта идея. Если вы следуете всем подробностям очень точно, то у вас может быть эта идея. Например, если есть какой-то красивое изображение, например тханка, я показываю ее вам, и вы смотрите хорошенько что в центре тханки, и можете сказать - в центре фигура Будды Амитаюса. Он сидит, держит сосуд долгой жизни. И через некоторое время вам не нужно все время туда смотреть. Я
спрашиваю вас - вы помните эту тханку Будды Амитаюса - и вы не можете сказать, что не помните. У вас возникает идея, что вы ее видели раньше. Именно такая идея у вас должна быть. Не обязательно вы должны видеть что-то конкретное у себя перед глазами. Поэтому в практиках Ану-йоги говорится - не так важно, чтобы вы видели, но важно, чтобы у вас было
конкретное ощущение. И если делать визуализацию таким образом, у вас не будет никаких проблем".
Ретрит по учению «ЛОНГСАЛ САЛТОНГ ЛУНГ»
По просьбам читателей даю ссылку на олее ранний пост по теме
О созерцании изображений йидамов