Что и как освобождается в высшей тантре?

Feb 07, 2015 16:46



О Несравненный, хвала Тебе,
Твое просветленное око
Ничего не зрит.
Обращенный умом к свету,
Ты не опираешься ни на одну из дхарм.
Ты повсюду, но нигде не рождался.
Ты обрел путь неограниченности.

Стотры Нагарджуны

Что главное в пути высшей тантры? Ведь тантра ничего не придумывает и не добавляет к миру. Она работает с тем, что есть. Когда мы умираем, сознание оттягивается от опор в виде тела и пран элементов, сознание уходит от связанного с этим содержания. Тантра лишь предлагает методы внимательного осознанного прохождения умирания. А также рождения и жизни.

И, собственно, отцовские и материнские тантры сарма отличаются лишь методами "оттягивания" сознания от разного рода концептуального содержания, которым и является наша такая, казалось бы, неконцептуальная жизнь)). То, что выглядит как необдуманное сейчас, есть плод забытых мыслей и решений. Как бы отложенных.

Чтобы отделить сознание от этого кармического содержания, отцовские тантры предлагают сложнейшую систему введения пран ума в центральный канал. Материнские тантры предлагают оттягивать сознание от концепций путём развития интенсивного блаженства, когда поглощённый им и удовлетворённый ум не нуждается более в концептуальной деятельности и отвлечении. В этом смысле я рискну сказать, что практика туммо более легка(!) и понятна, нежели йога втягивания пран. Но и та, и другая призвана укрепиться в пребывании в ясном свете, не порождающем никаких проявлений. Он относится к тому уровню, на котором две истины - видимости и пустотность - могут постигаться одновременно.

Ему не присуще цепляние, в силу его тонкой природы. Он ещё не является просветлённым и не постигает пустотность по умолчанию, но это самый действенный уровень умственной активности, с помощью которого можно обрести это постижение. И затем вы представляете, что из тончайшего ветра, или энергии, этого ума ясного света, вы, вместо того, чтобы оказаться в бардо, в своём воображении проявляетесь как самбхогакая - тело формы будды, которое способно обучать арья-бодхисаттв. Затем вы представляете, что проявляетесь в полной форме, что заменяет процесс перерождения.

Причём, в йоге процесс оттягивания сознания от концептов идёт по направлению от личных, индивидуальных тенденций восприятия - к базовым. То есть личные концепты наиболее грубы, а базовые - наиболее тонки.

Что сопряжено со всё более тонкими видами движения ветров, на которые опираются три порождающих видимости уровня ума - белый, красный и чёрный? Это самые примитивные уровни концептуальной активности. Если вы развиваете сильную чувствительность, то можете это заметить, вы чувствуете это как нервную энергию, разные беспокоящие эмоции, которые движутся на этих тонких нервных ветрах. Эти примтивные движения свойтсвенны вообще всем живым существам. Это то, чему не нужно учиться в каждом перерождении, в отличие от индивидуальных навыков. Чтобы развить в себе высокий кулинарный вкус, нужно иметь грубую базовую концепцию поедания, ощущения вкуса и т. п. То есть порождение сансары обеспечивается в корнях совершенно простейшими вещами, сила которых лишь в том, что нетренированный ум их вообще не замечает. Поэтому, кстати, и говорят, что освобождение как таковое очень просто, настолько, что это непонятно живым существам, увлечённым сложными, яркими, но очень грубыми драмами. Как говорил Пастернак, "но сложное понятней людям")).

САРВА МАНГАЛАМ!

ануттара-тантра, ваджраяна, освобождение

Previous post Next post
Up