К разоблачению одного из мифов о крия-тантре

Jan 20, 2015 19:31



Как вы знаете, тибетские ламы часто в разговоре о крия-тантре характеризуют отношения садхака и божества как полностью двойственные, ссылаясь при этом на отсутствие иных способностей у практикующего. Ламы говорят, что божество воспринимается как вышестоящий гость, приходящий на время. Но... это неправда. Я приведу на этот счёт наставление Чже Цонкапы из его основополагающего учебника по теории и практике тантры "Агрим":

"Хотя Буддагухья и Варабодхи не упоминают вхождения джнянасаттвы в практикующего, оно уместно [в тантрах Действия и Исполнения], поскольку указывается многими индийскими пандитами и мастерами практики. В противном случае пришлось бы признать: [это неуместно] потому, что [практикующий] считает себя и божество-джнянасаттву отдельными и не верит в возможность считать их едиными. Но это исключено, поскольку говорится, что силой веры в нераздельность своего тела, речи, ума и тела, речи, ума божества все действия и движения тела являются мудрами, а вся речь - мантрой. Так говорится и в «Тантре посвящений Важрапани»:

Сыны или дочери благородной семьи, видевшие Мандалу, зародили устремленность к Пробуждению, являются сострадательными, сведущими в средствах и в учении о слогах - двери Тайной Мантры, должны думать: «Нет ума, отдельного от речи. Нет речи, отдельной от ума. Нет образа божества, отдельного от ума. Ум есть речь; речь есть ум; также образ божества является умом, а речь - образом божества». Если практикующие Мантру верят, что всё это нераздельно, их ум совершенно очищается. А когда ум совершенно чист, они во всех ситуациях, всегда считают свое тело и Тело божества, свою речь и Речь божества, свой ум и Ум божества тождественными. Тогда они пребывают в ровном сосредоточении.

Когда везде, всегда
тантрист сосредоточен,
он входит в состояние
тождества тела и прочего.

Все движения членов
и произнесенные слова
пребывающего в состоянии тождества
являются мудрами и тайными мантрами.

Так же и в Крия-тантрах. Ведь, когда представляешь себя божеством, нужно с гордостью думать, что Вайрочана или другое визуализируемое божество является реальным.

Итак, осознание своего тела как божества, речи как мантры и ума как постигающего реальность не является исключительной особенностью тантр Высшей йоги. Оно совершенно необходимо и в низших тантрах.

В «Посвящениях Ваджрапани» говорится: «Манджушри, когда практикующий Мантру естественно сохраняет гордость божества, он близок ко всем [сиддхи] тайных мантр».

Возможны также следующие поводы для такого мнения:

Наставник Нагарджуна в «Садхане-дхарани Тысячерукого [Авалокитешвары]» говорит о визуализации себя [божеством], вхождении джнянасаттвы и посвящении. Визуализация себя [божеством], вхождение джнянасаттвы и т.п. изложены и в [других, лишь] опирающихся на Крия-тантры [садханах] - таких как «Садхана Великосострадательного» Падмасамбхавы, «Садхана Одиннадцатиликого» монахини Лакшми, «Садхана Ситатапатры», приписываемая Чандрагомину, «Садхана Пяти Охранительниц» Шантипы и Джетари, «Садхана Чистой Ушнишы» досточтимого Чжово (Атиши), «Океан садхан», «Сто пятьдесят [садхан]», «Сотня [садхан]»...

В «Последующих медитациях» сказано: «Проникнись основами, умом и звуком». Эти слова [Буддагухья] толкует так:

Это значит, что такие характеристики составляющих начитывания и прочего, как основы, ум и звук, разъяснены в начале тантры Ваджрошниши. Там разъяснены следующие характеристики. «Звук» - это очертания букв мантры. «Ум» - образ лунного диска - опора мантры. Одна «основа» - сущность тела Татхагаты, а другая - сам [практикующий] в образе божества".

Буддагухья в его «Толковании Ваджравидараны» говорит, что сущность, мудра, мантра и знание разъяснены соответственно в четырех разделах «Татвасамграхи» (основной источник йога-тантр) при описании - великой Мандалы, Мандалы дхарани, Мандалы Дхармы и Мандалы действия. Там говорится, что их можно достичь как ритуалами Йога-тантр, так и ритуалами тантр Действия и Исполнения. Поэтому ясно, что и в них имеет место визуализация себя [божеством], вхождение джнянасаттвы и т.п.

Также дело ещё в том или ином типе садхака. Согласно сказанному Буддагухьей, есть несколько типов практикующих Крия-тантры: боящиеся или опасающиеся сосредоточенно заниматься йогой божества; неподходящие «сосуды» для «чудесного», или необычного, в миру - использования страстных действий на пути и те, кто практикует путь, помышляя об ущербном - рождении, старении и подобном, цепляясь за истинное. В «Собрании ваджр мудрости» говорится, что такие не применяют визуализации себя божеством и вхождения джнянасаттвы, но сказанное не относится ко всем практикующим Крия-тантры; это подтверждает тантра «Ваджрошниша». Поскольку таких практикующих тантры крия и чарья большинство, в этих тантрах ясно не говорится о йоге божества, а те из них, в которых она описывается, не подробны. Однако главные практикующие крия- и чарья-тантр - не те, кто не любит или не способен сосредоточенно осваивать йогу божества при помощи задерживания праны (дыхания) и старания (в данном случае - неотвлечение) и прочими средствами.

По объяснению Варабодхи, даже обычные люди, практикующие Мантру (тантры) Действия (крия) и Исполнения (чарья), осуществляют великие сиддхи меча (способность летать), пилюлю (молодости) и т.п., а также унимающие (болезни, злых духов) и прочие бесчисленные магические действия. А в «Посвящениях Ваджрапани» ясно говорится, что их осуществление зависит от йог божества и пустоты:

"Когда тот, кто практикует деяния бодхисаттвы в Тайной Мантре, принимает образ своего божества (йидама) и, без всякого сомнения породив в себе гордость (что он есть божество), всегда - ходя, стоя или сидя - неколебимо сохраняет ее даже в суете, тогда, Шантимати, он обладает нравственностью великого бодхисаттвы, практикующего деяния бодхисаттвы в Тайной Мантре".

понимание, Цонкапа, крия-тантра, наставления, ваджраяна

Previous post Next post
Up