В Тульской области, недалеко от берега Оки, была найдена одиночная створка уникального энколпиона. Оригинальное изображение с тремя фигурами вызвало множество предположений: «Кого могут изображать эти фигуры»? По истечении времени, учитывая некоторые высказывания занимавшихся атрибуцией людей, можно предположить следующее. Сюжетная композиция на створке является ранним вариантом воплощения образа «Муж Скорбей, или Христос во гробе».
«Нет в нем ни вида, ни величия… который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его
мы исцелились.» (Ис. 53:1-3)
Центральная фигура безусловно принадлежит Иисусу Христу. Нимб из солярных кружков подчеркивает это. Склонённая к левому плечу голова, не смотря на ставшим потом каноническим, склонение головы к правому плечу, характерна для иконографии «Христос во гробе». Как и положение рук, сложенных на животе.
Сложнее с определением фигур держащих Христа за руки у локтей. Известны изображения умершего Христа поддерживаемого ангелами. Этот сюжет используется западными художниками XIV - XV веков. Варианты различны - один, два или три ангела поддерживают тело умершего Христа.
Однако отсутствие крыльев у фигурок поддерживающих Иисуса исключает этот вариант. Остаются две ключевые фигуры принимавшие участие в приготовлении к положению во гроб и погребению. Из свидетельства евангелистов и апокрифов известно что это были две Марии. Мария, мать Иисуса и Мария Магдалина. С большой долей вероятности именно они и изображены на створке энколпиона.
А иконография, получившая на Руси грустное и лирическое название «Не рыдай Мене, Мати» воплощается как в иконах, так и в литой мелкой пластике. Наиболее близкой по композиции к створке энколпиона, найденного в Тульской области, является лицевая створка редкого энколпиона XVI века.
Створка, найденная в Тульской области, выполнена, скорее всего, русским мастером, возможно видевшим подобный энколпион зарубежного мастера. Датировка, предположительно, XIII век. Не совсем понятные вертикальные полосы над головой Спасителя, возможно, означают нисхождение Святого Духа на умершего, после чего наступает Воскресение. Таким образом, и оба энколпиона, и иконы этой тематики, отражают страстной цикл богослужения.
Автор: Спасеных А.Н.
Какие кресты носили в Древней Руси и чем они отличались от современных увлекательно описывается в материале
«Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков».