Жизнь Намчо Мингьюра Дордже

Dec 28, 2014 17:23



В Сети нет, насколько я знаю, русскоязычного внятного намтара этого поистине великого тертона и великого же страдальца (о чём учителя почему-то обычно не рассказывают). Он уникален тем, что начал открывать терма уже в 12 лет, а прожил чуть больше двадцати...

Тертон Мингьюр Дордже родился в доме своего дяди, недалеко от крепости Набун в Нгом в Нангчене области Кхам в конце 1645-го. Его отца звали Гонпо Цетен. Как говорили, он происходил из королевской семьи. Имя его матери осталось для нас неизвестным. Традиция утверждает о чудесах, связанных с зачатием и рождением Мингьюра Дордже (собственно, это не было его первым именем от рождения, он получил его позже).

Его семью постигли трудные времена, когда он был ещё ребёнком; они потеряли всё свое богатство и были обвинены в нарушении законов. Тем не менее, встреча с великим ламой Карма Кагью - Карма Чагме (1610 / 1613-1678) в 1655 году, когда будущему тертону было одиннадцать, явилась положительно решающей - в результате он был определён как перевоплощение ламы из монастыря Катог - Трулщик Ченпо Вандраг Гьяцо. Сам же он сказал, что был воплощением Лочен Вайрочаны и Шубу Пэлгьи Сенге. Пэлгьи Сенге ("Славный Лев") из Шубу - это один из министров царя Трисонга Деуцена, посланных в Индию для приглашения Гуру Падмасамбхавы в Тибет. Он научился переводу от Падмасамбхавы и перевёл многочисленные учения Мамо, учения Ямантаки и Килайи на тибетский язык. Достигнув реализации через практики Килайи и Мамо, он мог расщеплять большие камни и разделять течение реки с помощью своего кинжала.

Как говорит традиция, Мингьюр Дордже появился Карме Чагме во сне. При встрече лама выполнил три типа очищающих ритуалов, а затем осмотрел мальчика, находя многочисленные благоприятные знаки, в том числе слог "Тха" на подошве правой ноги. Тем не менее, идентификация не была воспринята монахами монастыря Катог, которые отказались признать его, несмотря на то, что, согласно легенде, мальчик вспомнил в подробностях жизнь Вандрага Гьяцо.

Карма Чагме взял мальчика под свою опеку и руководство в обучении, дав ему посвящение на Цедруб Сангду. Когда мальчик бросил цветок, он упал в центр, указывая на восток. Центральное божество этой мандалы - Вайрочана (Мингьюр на тибетском), а восточное божество - Ваджрасаттва, или Дордже Семпа. Таким образом, он получил свое имя Мингьюр Дордже. Карма Чагме дал ему дополнительно учения Ньингма, а затем отправил его обратно в дом его отца.

На десятый день одиннадцатого месяца того же года Мингьюр Дордже вернулся к Карма Чагме. Это учитель впоследствие объяснял Дуддулу Дордж, что, поскольку не было никаких лам ньингма в этой области (монастыря Катог), было некому заботиться о Мингьюре Дордже. Карма Чагме утверждал, что, если бы он не взял мальчика к себе, он не пережил бы своих одиннадцати лет.

Мальчик постепенно получил много посвящений и устных передач многих важных священных писаний, в том числе терма Ратна Лингпы "Три цикла высших возможностей" и "Кхандро Ньинтиг". Он также изучал каллиграфию, живопись, скульптуру, изготовление торма, намка и многие другие ритуалы. Он прошел несколько ретритов вместе со своим учителем, который потом сам станет его учеником.

Он, как говорили, имел опыт видений многих божеств, включая Падмасамбхаву, Амитаюса и Тару; Защитников Дхармы, в том числе Дамчена Гарва Нагпо (проявление Дордже Легпа); и последних святых, таких как Миларепа. Он сказал, что имел возможность вызывать дождь и лечить заболевания, и заслужил имя Тертон Шераб Мебар, что означает Сокровище Пылающей Мудрости.

В биографии Мингьюра Дордже есть несколько описаний случаев странного поведения при получении терма (это были гонгтер - сокровища ума, что означает, что он получил их через видения, а не как физические объекты). В преддверии откровения наиболее важного в его жизни, Namcho (Учение с Небес), он сказал, что будет бегать и прыгать, разбрасывать священные предметы, потеряет сознание и не будет многого помнить потом. Он также страдал от кожных заболеваний, артрита, диспепсии, паралича, мокроты и других условий. Иногда он просто плакал огт боли.

Как описано в его биографиях, откровение Намчо началось в состоянии сна, в котором он получил правомочности и возможности длительной деятельности как тертона, включая шесть типов ясновидения от Будды Самантабхадры, что развеяло все препятствия. Позже, в медитативном опыте, он получил самые широкие полномочия и посвящения в ряд методов Махакаруны от самого Авалокитешвары, затем садханы и устную передачу методов сорока божеств - от Амитабхи, которые были записаны позже. Падмасамбхава лично дал ему четыре типа посвящений, духовные практики, учения и тайные наставления на санскрите. Позже он получил учения Дзогчен от Авалокитешвары через этапы медитации в течение двух месяцев.

Все это было продиктовано для Карма Чагме, который записал эти учения и кому Мингьюр Дордже первому дал начальные посвящения и передачи. В связи с этим он он ушёл в трехлетний ретрит.

Выйдя из своего убежища, он обрёл добрую репутацию, и, несмотря на то, что он был всё еще совсем молодым человеком пятнадцати лет, Мингьюр Дордже отправился в поместье своего дяди в регионе Чамдо, где ранее земли их семьи были конфискованы властями. Те были не в восторге от его приезда и угрожали ему, его дядя и сводный брат были лишены свободы. Конфликт с властями по-видимому, был урегулирован, а Мингьюр Дордже провел некоторое время, открыв несколько священных мест в этом районе.

Сначала он открыл священное место Бум Дзонг после вещего сна, пребывая в кочевой палатке своего дяди. Впоследствии он открыл священное место Maчжа Йонг Дзонг, где в разрушенном пещерном монастрые нашёл статую Падмасамбхавы в человеческий рост. Затем он отправился дальше и открыл множество святых мест - Помнэй, Чичжам, Друбпэй Гьелмо и другие.

Цикл терма Намчо был передан через его ученика, Первого Дзогчен Друбванга, Пема Ригдзина (1625-1697).

Мингьюр Дордже продолжал являть сокровища. Он путешествовал с секретарем, который записывал всё, что он скажет. Среди этих сокровищ ума были ритуалы для управления погодой, которые сам же и применял. Он показал циклы сокровищ, связанные с Амитаюсом и Авалокитешварой, и дал посвящения и передачи на них Карма Чагме.

Когда ему было около пятнадцати лет, в 1659 году, Ринчен Намгьял, могущественный царь Кхам, влияние которого распространялось в Китае и Монголии, попросил благословения и посвящения и сделал значительные пожертвования. В том же году Мингьюр Дордже вылечил с помощью практики Чод больного безумием, а также покорил некоторых вредных духов в Сангдзонге. Впоследствии он даровал посвящения сразу большому количеству местных жителей.

Примерно в то же время Карма Чагме встретил Катог-ламу Ригдзина Дуддул Дордже, который сказал: "Мингьюр Дордже и я никогда не отделены от присутствия Падмасамбхавы; сегодня, с помощью любых средств, я должен встретиться с ним". Он направил для тертона подарки - коня, золотое изображение, ваджру и колокольчик. Когда они встретились, Дуддул Дордже почтил его с великой честью и сделал его хранителем своих учений. В свою очередь Мингьюр Дордже даровал ему около двадцати различных посвящений сокровища Намчо, а также некоторые другие учения. Они праздновали это событие, выполняя религиозный танец в мольбе к Защитникам Дхармы.

Ригдзин Дуддул Дордже и другие ламы настоятельно уговаривали Мингьюра Дордже практиковать свои и чужие сокровища, по-видимому, в результате предсказания, что он столкнется с серьезными препятствиями в его семнадцатый и восемнадцатый год жизни. Начиная с 1661-го, он вошел, таким образом, в 3-летний ретрит, практикуя, в основном, учения, связанные с Падмасамбхавой.

Карма Чагме, которому было тогда около пятидесяти лет, хотел уйти в ретрит и попросил Дуддула Дордже взять на себя уход за Мингьюром Дордже. Дуддул Дордже возразил и рекомендовал ему продолжать служить молодому человеку. Тем не менее, он пообещал распространять учение Намчо в Поло и У-Цанг. В 1663 году, когда Мингьюр Дордже достиг возраста девятнадцати лет, Карма Чагме давал ему советы, касающиеся его повседневной практики, а затем сказал ему, что, так как он достиг совершеннолетия, он больше не будет зависеть от него. Таким образом они разошлись.

Мингьюр Дордже затем много путешествовал по приглашениям и просьбам властей многих районов и монастырей по всей провинции Кхам, уча методам Кагью, Ньингма, Сакья и Бон. Он благословил многие места и дал посвящения и устные передачи. В Катог Дорджеден он давал учения, наконец, убедив общественность, что он был реинкарнацией их ламы Трулщик Ринпоче. Впоследствии он также побывал во многих других местах, в том числе в Линге, Тонгшонге и Бумгуг, повлияв на общество и их правителей, местных царей и их семьи.

В 1663 году Мингьюр Дордже открыл дополнительные священные места в пятом месяце года, в том числе пещеру Дэвапуг и Регла Кардзонг, и показал изображения Авалокитешвары, Амитаюса, Чакрасамвары, Падмасамбхавы и другие. Затем он провел несколько месяцев в паломничестве в Цари, на горе Чжово, Ньяндонг и так далее, и написал про них. Находясь там, он открыл изображения Будды Шакьямуни, Ваджрасаттвы, Чакрасамвары, Ваджрапани, Падмасамбхавы и Дзамбалы.

Говорили, что он использовал все предложения спонсоров, делая потом подношения ламам и монахам, распределяя товары среди бедных людей, а также используя полученные средства для создания тханок божеств терма Намчо.

Будучи в монастыре Пукхур в конце 1666 года, Мингьюр Дордже почувствовал себя плохо. Выполняя ритуалы, направленные на исцеление себя, он послал Карма Чагме статую Чёрного Дзамбалы и письмо, в котором сообщал, что статуя очень важна и должна быть сохранена. Он писал, что был далеко от дома и страдает от болезней и что не имеет какой-либо защиты и ему необходимо благословение и сострадание. Карма Чагме тут же сочинил обширную молитву и сделал ритуалы излечения, и послал монахов, чтобы привезти молодого человека домой.

На двадцать седьмую ночь третьего месяца года Огненной Овцы одиннадцатого 60-летнего цикла, в 1667 году Карма Чагме получил известие о смерти Мингьюра Дордже. Он скончался вечером шестнадцатого числа третьего месяца. Он взял две чашки нектара, выпрямился в позе медитации, левой рукой перебирая чётки. В тишине он кивнул три раза, когда его самый преданный ученик Кхьенце просил его сострадания, а затем перешёл в нирвану. Ему было всего лишь двадцать три года. Его похоронами занимался сам Карма Чагме. Были слухи, что Мингьюр Дордже был отравлен, но это не заслуживает доверия.

Тело Мингьюра Дордже осталось нетронутым в течение трех дней, после чего обмыли, одели в шелка, ритуальные украшения и шапку пандита. Кремация было сделана в соответствии с традицией. В золе были найдены неповрежденными его сердце и язык, и эти и другие реликвии были распределены среди лам и монахов, приехавших из таких мест, как Катог, Гайе, Пэл-юл, Дрикунг, Маркхам, Ривоче, Чамдо и Карсур. Его ученики построили многочисленные ступы для размещения реликвий. Ригдзин Кунсанг Шераб, основатель монастыря Пэл-юл, построил храм с реликварием - ступой внутри, чтобы сохранить реликвии Мингьюра Дордже, и его статую. Сангье Дордже построил большой храм и усыпальницу в виде серебряной ступы, украшенной золотом. Намка Таши построил одноэтажный золотой реликварий. А его учитель-ученик Карма Чагме построил статую Яростного Гуру (Гуру Драгпо), посвященную Мингьюру Дордже.

Дело о поиске перерождения Мингьюра Дордже был несколько спорным. Некоторые считали, что он родится после двух лет, но Карма Чагме утверждал, что он возродится в течение трех лет, но что раннее распознавание может привести к препятствиям. В конечном счете, Намчо Ригдзин Намка Чованг был признан как перевоплощение Мингьюра Дордже. Он поселился в Катог и был известен как первый Moгца Тулку.

САРВА МАНГАЛАМ!

тибетский буддизм, намтар, ваджраяна, история

Previous post Next post
Up