Ступа с реликвиями Кармапы 16-го. Монастырь Цурпху, Сикким.
17. Так выглядят почти все залы монастыря.
18. В одном из залов сохранился трон, на котором когда-то восседали все Кармапы. А в другом можно получить благословение статуей Сангье Ненпы, учителя восьмого Кармапы Микьё Дордже. После смерти учителя Микьё Дордже сделал эту статую и наполнил ее реликвиями, оставшимися после кремации Сангье Ненпы. После этого статуя взлетела в воздух и висела семь дней. Ее до сих пор так и называют - «висящая в воздухе».
19. Каждый зал монастыря посвящен тому или иному будде или учителю.
20. При желании можно сделать подношения тому будде, который больше понравился или с которым есть медитационная связь. Также можно пожертвовать деньги монаху, который сидит поблизости и проводит ритуальные пуджи этого будды.
21. Есть несколько комнат, которые полностью заставлены статуями того или иного будды, например Будды Шакьямуни, Зеленой Тары или, как на фотографии, Авалокитешвары. Этот четырехрукий бодхисаттва является олицетворением сочувствия всех будд.
22. В некоторых залах статуи просто огромные.
23.
24. Это подношения местным духам и защитникам.
25. Побродив вместе с тибетскими бабушками по монастырю, мы забрались на крышу, чтобы поближе взглянуть на традиционное украшение - двух оленей и колесо Дхармы. Когда Будда Шакьямуни давал первое учение (или, как говорят буддисты, сделал первый поворот колеса Дхармы), это произошло в Оленьем парке в индийском Сарнатхе. Кроме пяти первых учеников, послушать Будду пришло и двое оленей.
26. А к нам в монастырскую столовую зашел горный козел. Чего хотел - не сказал, наверное, по-русски не понимает
27. Пообедав, мы пошли осматривать окрестности.
28. Главным объектом нашего внимания стала бурная речка. Известный йогин Другпа Кюнле назвал ее «черной». Но нам она показалась скорее белой из-за бурлящей воды. Еще говорят, что ее вода течет со звуком мантры Чакрасамвары…
29. Река сама по себе тоже значима для последователей Кагью. Ее благословляли все Кармапы, и каждый кагьюпа должен обязательно попить из нее воды. Однако наш водитель, который как раз принадлежал этой школе, сказал, что воду нужно пить в другом месте, в нескольких километрах от монастыря. Там есть источник, который втекает в «черную» речку. И действительно, когда на обратном пути мы заехали туда, оказалось, что место очень популярно. Тибетцы останавливали машины, чтобы умыться, попить водички и взять бутылочку с собой.
30. А пока мы продолжили осмотр долины. Повсюду вдоль дороги лежат камни с высеченными мантрами и текстами сутр.
31. Традиционные молитвенные барабаны тоже присутствуют, но эти крутятся сами за счет реки и ветра.
32. Чуть поодаль мы обнаружили старое святилище.
33. Его стены расписаны изображениями будд, индийских сиддхов, Кармап и других кагьюпинских учителей.
34.
35.
36. Тут же лежали «ца-ца», подношения, сделанные из глины с помощью специальных металлических форм. Некоторые подношения были довольно старыми, другие - поновее.
37.
38. Осмотрев святилище, мы прошли еще с полкилометра и дошли до точки, от которой туристы начинают треккинг до монастыря Янгпачен через перевал Ласар-Ла.
39. Внутри шатер из молитвенных флажков выглядит просто фантастически.
40. Вид на монастырь с крыши.
41.
42. На обратном пути мы посмотрели, как живут монахи. Община здесь небольшая, но жилые домики довольно аккуратные. Купив последние сувениры, мы вернулись в Лхасу.
43. Путешествовать по Тибету можно бесконечно. Бродить пешком или ездить на машине - все равно. Везде вы встретите полные чудес места, удивительную природу и замечательных людей. К огромному сожалению, на следующее утро нам пришлось покинуть Страну снегов - нас ждал самолет до Катманду. Две недели в Тибете пролетели незаметно, и осталось огромное желание вернуться сюда еще раз.
Фото: Екатерина Агеева / Текст: Сергей Мартынов