Антон Батагов
ЛАМРИМ. Молитва учителям - держателям учения
Журнал Sea of Tranquility (США)
Русский композитор и пианист Антон Батагов - музыкант с мировой известностью, один из самых ярких талантов, когда-либо являвшихся из этой страны. Уже став признанным интерпретатором Баха, Джона Кейджа, Мортона Фелдмана и многих других авторов, он создал впечатляющее количество собственных произведений, а также музыки для кино и телевидения. В последние годы он всё больше и больше фокусирует внимание на пути внутреннего познания, и находит новые средства для выражения духовного начала в своей музыке. Именно в этом ключе и выдержан этот удивительный новый диск, записанный вместе с двумя буддийскими ламами -
ЛАМРИМ. Молитва учителям - держателям учения . По словам Батагова, целью этой работы было создание простой инструментальной аранжировки, сопровождающей пение лам, для того чтобы современным практикующим было легче петь вместе с учителями. В первой части молитвы Еше Лодой Ринпоче распевает имена всех просветленных буддийских мастеров, приходивших в мир за эти двадцать пять столетий, а Батагов играет на рояле простую повторяющуюся мелодию. Эта же тема продолжается и во второй части молитвы, где к Ринпоче присоединяется его ученик Геше Лхарамба Тензин, и они обращаются ко всем этим великим учителям с просьбой о даровании благословения. К медитативным аккордам рояля добавляются только лишь изредка возникающие ручные колокольчики разного тона и еще некоторые аскетичные звуки. Эти простые аранжировки вовсе не примитивны и не надоедают. Они только усиливают присущее этой записи медитативное состояние. Если вы будете слушать этот диск с открытым сердцем, вы обнаружите, что Молитва учителям - держателям учения - это, безусловно, принципиально другой тип слушательского переживания: чем дальше, тем больше он обогащает вас.
Райан Спаркс, 19 мая 2010
Еше Лодой Ринпоче, один из самых почитаемых учителей нашего времени, обратился ко мне через своих учеников с предложением записать эту молитву в его исполнении и сочинить к ней инструментальное сопровождение. По его мнению, современным людям легче воспринять литургические песнопения в такой форме. Сказать, что я был счастлив такому предложению - значит ничего не сказать. Я попросту не заслуживаю такого благословения.
Запись была сделана в мае 2009 года.
Первую часть молитвы Еше Лодой Ринпоче поет сам, вторую - вместе со своим ближайшим учеником Геше-лхарамбой Тензином. Слушая эту запись, я понял, что она не допускает никакого активного композиторского вмешательства, то есть того, что я позволил себе, сочиняя "37 наставлений монаха Тогме" и "Бодхичарья-Аватару". В данном случае было бы ошибкой сделать нечто такое, что превратило бы эту запись в "произведение" или "сочинение". Поэтому я добавил всего лишь несколько простых звуков, которые сопровождают пение. Единственная задача этих звуков - подчеркнуть то удивительное сочетание бездонной глубины, искренней теплоты и проникновенности, которым наполнено каждое слово молитвы, каждая нота этой мелодии.
Когда ученик слушает учителя или думает о нем, он не может не плакать. Это происходит всюду и всегда, во всех религиозных традициях. Не надо пытаться найти рациональное объяснение. Это не имеет никакого отношения ни к сентиментальности, ни к каким-либо другим повседневным чувствам, но почему-то эти слезы открывают дверь в истину, которую нельзя понять разумом. Православные монахи говорят: если слез нет - значит, молитва у тебя не получилась. К сожалению, нам далеко до этого состояния. Даже когда мы слушаем пение монахов, мы слушаем либо профессиональными ушами музыканта или критика, либо ушами меломана. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы услышали то, что записано на этом диске, по-другому. Когда признанный Учитель и его ближайший ученик, который сам давно стал ламой, поют молитву, обращенную ко всем учителям, благодаря которым учение Будды до сих пор живо, они переживают это так, как переживает юноша, только что переступивший порог монастыря. Без этого переживания немыслим никакой "духовный путь", и только оно дает силы для преодоления любых трудностей и страданий. Работая над инструментальным сопровождением, я старался быть не композитором, а учеником, и я был бы рад, если бы это состояние передалось всем, кто будет слушать эту запись.
Антон Батагов
http ://www .seaoftranquility .org /reviews .php ?op =showcontent &id =9209