Это наставления ламы Оле о Защитниках:
Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.
Защитники в нашей жизни удаляют все те ситуации, которые не нужны для нашего развития, поскольку являются лишь бессмысленными проблемами. Однако то, что нам нужно для того, чтобы стать человечнее и развиваться дальше, они постоянно «выкладывают на стол» ума таким образом, что мы можем научиться максимально многому. Чем сильнее внутреннее развитие, тем больше вплывает всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.
В соответствии с тем, какие мы получили благословения и посвящения, мы окружены полем силы Защитников. Но в основном эти энергии блокируются нашими мешающими эмоциями и иллюзией «Я» и не могут полностью раскрыться. Поэтому, несмотря ни на что, у нас могут возникать проблемы и происходить несчастья. Защита в этом случае всегда работает так, что всё имеет смысл, что при этом мы чему-либо учимся.
По мере того как со временем наша иллюзия «Я» «уменьшается», поля силы становятся активнее, так что внутренних помех, болезней и проблем становится меньше, мы становимся всё более способными защищать других существ. Уже благодаря тому, что они нам открыты, они будут защищены нашим полем силы. Защищающие энергии неотделимы от самого пространства, и они уже здесь, как только мы о них подумаем. В тот момент, когда думаешь о мантре какого-либо Будды, ты уже защищён, за исключением тех случаев, когда просто созревает слишком сильная карма - в конце концов, каждый должен когда-нибудь умереть.
Защитные энергии - это не просто излучение внутренних энергий наружу, они - в самой вневременной природе ума. Каждый из пяти энергетических центров в нашем теле имеет определённую Будда-энергию и вибрацию. Сердечный центр наиболее важен, и существует четыре основных пути, к нему ведущих. Мы пытаемся четырьмя способами удалить помехи, которые препятствуют нашей встрече с Буддами или великими Учителями.
Мандала необычной формы 4-рукого Махакалы.
На больших посвящениях, где это делается в медитации, мы прежде всего пытаемся вступить в мандалу через восточные ворота (передняя сторона, если смотреть изнутри). Там стоят Защитники мандалы и требуют, чтобы им отдали гнев. Если не вполне удаётся это сделать, то мы обходим мандалу и пробуем войти через южные ворота, где тоже стоят Защитники и требуют отдать гордость. Если это опять не удаётся, то мы двигаемся дальше и пытаемся войти через западные ворота, отдавая привязанность. Наконец, у северных ворот есть путь через отказ от ревности. Таким образом, мы соединяемся с просветлённым принципом, находящимся в центре. У четырёх ворот мы видим то, что следует отдать, чтобы отождествиться с находящимся в середине Буддой. Постепенно узнавая, где больше всего силы, где меньше всего препятствий, где лучше всего можно работать с защищающими энергиями, окружающими Будду в середине, мы наконец вступаем в мандалу, где в центре переживаем отождествление с Буддой.
Чем больше благословения мы получили, чем больше мы практиковали в прошлых жизнях, тем более стабильно силовое поле защищающих энергий вокруг нас. Благодаря им, мы всё больше замечаем, что всё является чистым, красивым и наполненным смыслом, и всё реже на нашем пути встречаются негативные люди - просто с ними больше нет связи. Поэтому важно всё время находиться в середине своего защитного поля, пребывать в своём основополагающем чувстве.
Если мы начинаем сомневаться, теряем уверенность, делаем неестественные, странные вещи, то мы больше не в середине, и могут возникнуть всевозможные помехи. Но если мы покоимся сами в себе и доверяем природе Будды - тому, что всё, в принципе, на своём месте, тогда различные энергополя выстраиваются вокруг того поля силы, которое мы получили благодаря Прибежищу, благословению, посвящениям и т.п. К нам приходит только то, что нам полезно, и мы передаём только то, что приносит пользу другим.
Когда мы используем мантру нашего главного Защитника - Махакалы, то мы сами являемся Махакалой, и вокруг нас возникает поле силы с концентрическими защитными кругами. Наше поле силы всё больше и больше развивается по мере того, как защитные энергии пробуждаются, призываются и связываются с нами, и мы сами становимся я Махакалой в дворце радужного света. Часто у мощных Защитников дворец треугольный, с одной дверью с каждой стороны, а не четырёхугольный, как мы к тому привыкли.
Треугольная мандала Махакалы.
Существуют различные круги Защитников вокруг Махакалы. Шабдаги и Шингкьонги охраняют поля, страны и области и защищают нас, например, от нагов. Так, если была вспахана земля, где до этого неплохо жилось нагам, то может случиться так, что они станут создавать трудности. Дамчены - это Защитники, которые связаны обетами и совсем не обязательно являются Просветлёнными, что видно по тому, что зачастую у них на изображениях отсутствует глаз мудрости на лбу. По мере того как они работают для Будд, он у них образуется, но в остальном их облик остаётся более или менее неизменным. Некоторые из них выглядят странно, - например, со множеством глаз на животе или рыбьим хвостом.
Дамчены - это бывшие духи лесов, рек или горных перевалов, создававшие людям трудности, пока какой-нибудь сильный лама, такой как Кармапа или Гуру Ринпоче, не узнал в медитации их основополагающую вибрацию и не пригрозил их растворить, если они не перестанут причинять людям вред. Тогда они пообещали вести себя лучше и благодаря своей работе всё больше и больше становились Бодхисаттвами. Эти «рыцари и воины», связанные обетами, часто очень эффективны и делают трудную работу для Махакалы, который сам всё время находится в высшем состоянии Махамудры.
Мандала повелителя дакинь 8-рукого Махакалы.
Повсюду вокруг Махакалы находятся также его партнёрши, например, Дакини с разными головами, которые охраняют главные и промежуточные направления: Дакини с львиной, змеиной, волчьей и тигриной головой.
Вокруг каждого, кто читает мантру или делает призывание Махакалы, возникает это поле силы, и он становится активным в соответствии со своими способностями и открытостью и может делать что-либо в мире. Вначале защитные энергии занимаются больше нами самими, стараясь вытащить нас из наиболее затруднительных ситуаций. Однако мы всё больше и больше становимся тем, что тибетцы называют «Йешин Норбу» - «Драгоценность исполнения желаний». Это поле энергии, которое выстраивается через правильные действия, через обретение контроля над собственной энергией, становится таким огромным и мощным, что другие существа, которые направляют к нам свои желания, чувствуют, что всё, что они засевают в нашем силовом круге, растёт особенно хорошо.
Когда получаешь подарки, чувствуешь себя поначалу немного комично, и думаешь: «Почему они это делают? Во мне же нет ничего особенного». Однако постепенно обнаруживаешь, что что-то особенное всё же есть; и происходит оно не просто из нас самих, но благодаря тому, что мы были верны своим связям. В результате мы становимся способными предоставлять защиту. Когда люди связывают с нами свои желания, то они растут не просто на их собственном маленьком каменистом участке, а в супертеплице с большим количеством света и удобрений. Лишь немногие знают, как в точности это функционирует, но все так или иначе чувствуют это. Например, чувствуешь, что хочешь подарить что-то Кармапе или другому ламе, и таким образом получаешь связь с силовым полем. Приобщаешься к энергии, активности, ко всему, что происходит, и от всего получаешь пользу. Мы чувствуем это интуитивно, не зная точно почему. Есть подсознательное чувство того, что соединились поля активности и с этого момента началась совместная работа.
Внешнее проявление Защитников тоже очень интересно. Чёрный Плащ, главный Защитник линии Карма Кагью - единственный подпрыгивающий Защитник; его большие ноги втаптывают негативные энергии в пылающий диск солнца, и вокруг него тоже пламя, пробуждённое всесильное сочувствие, излучающееся во всех направлениях. Он держит отсекающий нож, которым отрезает всё мелочное, и чашу из -черепа, содержащую жизненную кровь эго.
Мандала Ачала Махакалы.
У мирных Бодхисаттв есть тринадцать определённых признаков, которые выражают их совершенные качества: серьги, частично связанные в узел волосы, диадема с пятью Буддами, короткое и длинное ожерелье, пояс с колокольчиками, пятицветная материя на ногах, различные ручные и ножные браслеты. У гневных форм Бодхисаттв эти украшения выглядят несколько иначе. Например, вместо драгоценностей у них мёртвые головы, которые выражают гневно применяемую мудрость. Они носят цепи с отрубленными головами на шее и серьги из костей. У них налитые кровью глаза вместо умиротворённых и руки такие, как у людей бёдра. Они стоят или на двух существах, которые в этом случае символизируют привязанность и неприязнь, или только на одном существе, символе неведения. В отличие от мирных энергополей, выражающих любовь, они окружены языками пламени - защищающим, гневным сочувствием.
Мы видим у них все тринадцать признаков мирных Будда-аспектов, но в другой форме. В тех счастливых случаях, когда мне являлись Будды, они выглядели именно так, как должны выглядеть, и были абсолютно красивы и совершенны. Чёрный Плащ был огромный, как дом, грохотал, светился и извергал языки пламени. Внутренне я чувствую его силу как турбопривод: делаешь что-либо столько, сколько можешь, и в тот момент, когда, казалось, больше нет сил, - такое чувство, будто огромная рука хватает тебя за шиворот, поднимает и толкает дальше. Так я переживаю силу Чёрного плаща. Его присутствие ощущается также в особые моменты - например, перед прыжком с парашютом, или во время прыжка «банджи», или когда несёшься на огромной скорости и чудом не попадаешь в аварию; в те моменты, когда внезапно всё становится совершенно безграничным, совершенно неличностным.
Таких Защитников, как Чёрный Плащ, называют ещё Йеше Гонпо, что переводится как «Защитник силой высшей мудрости». Это означает, что они работают не на личностном уровне, не думают «Я делаю что-то для тебя», а наоборот, не видят никакого разделения между тем, кто делает что-то, тем, для кого это делается, и самим поступком. Они полностью открыты и делают то, что лежит непосредственно перед носом. На этом уровне, где больше нет ожиданий и опасений, больше не строятся планы. И тогда уже не гоняешься за живыми ситуациями с ящиком готовых понятий, при этом всё время промахиваясь или опаздывая, а интуитивно следуешь за процессом и действуешь всегда правильно, потому что больше не отделён от того, что происходит; потому что субъект, объект и действие неотделимы друг от друга, потому что все эти идеи о разделении и о том, кто делает что-то для другого, больше вообще не возникают.
6-рукий Еше Гонпо - Джняна Махакала, основной Защитник школы гелуг.
Итак, Йеше Гонпо являются непосредственными излучениями Будд, и поэтому они очень сильны. Чадругпа, шестирукий Махакала, является излучением Авалокитешвары Ченрезиг. Чагчжипа, четырёхрукий Махакала, - это излучение Будды Мудрости - Манджушри. Наконец, двурукий Чёрный Плащ - это излучение Будды Силы Ваджрапани, или Чанна Дордже.
Мужские проявления Защитников заботятся в основном о внешнем: двурукий Махакала защищает ум, четырёхрукий - речь, шестирукий - тело. Женские, Махакали, защищают, скорее, тонкие уровни, такие как обеты и внутренние желания. Когда, например, нарушается обет, могут возникнуть трудности с Защитницами-Махакали. Махакали тоже проявляются по-разному: Палден Лхамо, Сиятельная Богиня, четырёхрукая подруга двурукого Махакалы, скачет вместе с ним на муле через море крови и огня, а её другая, двурукая форма скачет одна.
Палден Лхамо (Сиятельная Богиня).
Дуккар, Белый Зонт, имела большое значение прежде всего в Восточном Тибете. Считается, что её мантра никогда не произносилась, а излучилась в виде вибрации прямо из Ушнишы, возвышения на голове Будды. Дукар возникла непосредственно из пространства, и она очень мощная. У неё тысяча рук с оружием, тысяча голов всех пяти цветов, её десять верхних зубов - это десять Защитников, а десять нижних - десять Защитниц. Своими тысячью ногами она наступает на все препятствия. Она, скорее, сама по себе и не относится непосредственно к кругу Чёрного Плаща. Но поскольку даёт её Кармапа, а мы через него так или иначе связаны со всеми Буддами, то она сюда тоже относится.
Дуккармо, гневное проявление Белозонтичной Тары.
В Индии у меня было очень сильное переживание, связанное с ней. В одном монастыре в Ладакхе я почувствовал, что в соседнем помещении есть что-то очень мощное. Я открыл решётку в ту комнату, и как только я туда заглянул, - это был довольно пасмурный день - луч солнца упал прямо на лицо статуи Дукар высотой почти два с половиной метра. Этот миг я никогда не забуду.
Защитница прямого понимания высшего единства всех вещей - Экаджати: у неё один глаз, одна грудь, один зуб и один волос, она одновременно стара и молода и совершенно вне всех концепций. Она охраняет Махамудру и Махаати, и её тибетское имя - Нгагсунгма, что означает «Защитница Мантр».
Все эти Будда-формы согласуются с четырьмя Будда-активностями: существуют успокаивающие, мирные формы, часто белые, как, например, Белая Освободительница или Любящие Глаза; умножающими, расширяющими формами являются, например, жёлтые Тары или Манджушри; очаровывающие формы - вдохновляют и пробуждают, они часто синие и красные, в союзе; а Защитники чаще всего синие, коричневые или чёрно-синие.
Некоторые люди думают, что Защитники - гневные и неприятные, однако их облик можно воспринимать иначе. Когда Будды дружелюбны, то это можно сравнить с папой, который пришёл домой с работы - он всё ещё в галстуке и красивой рубашке. Затем он хочет сделать какую-либо тяжёлую работу в саду, может быть, срубить дерево, и вот он появляется в грубом комбинезоне, с большим инструментом в руках вместо авторучки. Это, на самом деле, тот же самый любящий отец, просто в другой одежде. То же самое с Буддами-Защитниками, которые проявляются в мощных формах, чтобы помочь нам наилучшим образом.
4-рукий Махакала, проявление Манджушри, яб-юм. Это основной Защитник тантры Чакрасамвара.
Любящие Глаза, например, миллионы жизней работал для живых существ. Есть такая его статуя, где он опирается на правую руку, откинувшись назад; эта поза отображает момент, когда он подумал, что все существа, должно быть, освобождены. Потом он посмотрел вокруг и увидел, что всё снова, как и прежде. В этот момент он подумал, что у него ничего не получится, его главное желание - помогать всем существам - исчезло, и Любящие Глаза взорвался в пространстве. Его Учитель, Будда Амитабха, собрал его в девятиголовую форму с тысячей рук, которую мы используем в Ньюнгне. Чтобы у него было больше силы для достижения своей цели, он получил голову Защитника сверху, а чтобы при этом ему сопутствовало благословение Опаме, на самом верху у него ещё и голова Амитабхи.
В другом случае Любящие Глаза увидел страдание существ, и из его глаз упали две слезы. Они упали на землю, и из двух главных слезинок возникли Белая Тара и Зелёная Тара. А из остальных слезинок - двадцать других Тар. Ещё однажды он проявился как шестирукий Махакала, чтобы не только при помощи мирной, но и через мощно защищающую активность приводить людей на путь развития.
Посвящения и поучения по любящим Будда-аспектам можно получить везде. Однако я рекомендую быть несколько повнимательнее с посвящениями на Защитников. Я бы не стал принимать слишком много разных посвящений Защитников, так как они определяют нашу собственную активность; мы идём в том направлении, в котором идут Защитники. Если у нас слишком много различных защитных путей и направлений, то это может вызвать запутанность.
Вороноголовый Махакала, входит в мандалу Защитников Чакрасамвары.
Конечно, все Защитники имеют одну и ту же природу. Но в 1983-1984 году у нас произошёл довольно крупный кризис в связи с деятельностью одного ламы по имени Аянг Тулку, которого мы с Ханной пригласили в Европу. Пока мы в Сонаде в течение шести месяцев получали 1800 посвящений Ринчен Тердзод от Калу Ринпоче, один из лам Аянга Тулку ездил по нашим центрам и давал повсюду посвящения на Защитников, связанные с обетами, с необходимостью делать ежедневные длинные практики и заверениями в том, что, если это не будет выполняться каждый день, то произойдут всевозможные ужасные вещи. Из-за этого у людей совсем не оставалось времени для практик, которые им дал Кармапа, и все были в замешательстве.
Тогда я смог всё это легко уладить, показав им большую, хорошую тханку двурукого Махакалы со словами: «Смотрите-ка: с одной стороны от Бернагчена у нас - Ачи, с другой - четырёхрукий Махакала (посвящения на этих двух Защитников тот лама давал чаще всего): они - как правая и левая рука главного Махакалы. Если вы делаете наши обычные практики Кагью, то это включает и данные аспекты». Таким образом мы смогли удержать всё вместе, и никто не нарушил свои связи.
Есть люди, которые полагают, что Будды являются личностями. Будучи выходцами из христианской среды, они нередко думают, что если они будут больше медитировать, например, на Миларепу, чем на Алмазный Ум, то последний обидится или расстроится. Однако все эти Будды являются излучениями того самого Будда-ума, который подобен драгоценности с огромным множеством сияющих граней. Все Будда-аспекты - излучения любви пространства.
Кюнзиг Шамарпа сказал однажды людям, которые спорили об этом, что у них уже так много «дамцигов» и что они должны так много медитировать, что есть только один «дамциг» - связь с Буддой. Он говорит также, что самое лучшее - это медитировать на Ламу для благословения, на Йидама для особых способностей и на Защитника - для действия.
Чёрный плащ с супругой Шри Дэви.
О том, насколько близка связь Махакалы с Кармапой, вы, может быть, читали в моей книге «Верхом на тигре». Однажды в Нью-Дели одна дама сделала снимок Кармапы фотоаппаратом «Поляроид». Когда проявилось изображение, то там была мандала Чёрного Плаща в союзе с Сиятельной Богиней. Эта дама стояла с раскрытым от удивления ртом, но Кармапа лишь сказал: «Прекрасно, все фотографируют моё тело, а ты - мой ум».
И то, что некоторые ученики Кармапы вообще ещё живы, несомненно, является заслугой Защитников. Меня самого на Гавайях унесло течением, и единственная доска для сёрфинга, которая там плавала, оказалась прямо у меня под носом, и я смог её оседлать. Я успел было мысленно попрощаться со всеми друзьями. Во многих таких ситуациях статистическая возможность выжить практически была равна нулю.
Вначале Защитникам приходится много следить за тем, чтобы наши кармы не приносили нам слишком много трудностей, чтобы мы не утонули в слишком большом количестве непереваренного материала, став странными или оказавшись в полной растерянности. По мере того как мы со временем становимся более сильными и сосредоточенными, всё меньше отклоняемся от главного и чувствуем себя как дома в том, что происходит, мы становимся Защитниками для других существ. Мы должны прийти к тому, что как только какой-нибудь наш знакомый просто о нас подумает, он сразу почувствует, как к нему течёт хорошая, защищающая энергия. После нескольких лет практики мы на самом деле должны стать Прибежищем для всех существ, когда наши энергии больше не скованы нашими собственными помехами, но мы можем всё отдавать существам.
Разница между Буддой и нами только в том, что он больше, чем мы, медитировал. Если мы будем уделять медитации достаточно времени, то приобретём такие же качества. Тогда мы будем Прибежищем для других, и они будут приходить к нам, учиться у нас и тоже становиться Прибежищем. Таким способом мы «выпьем до дна» море обусловленного мира. Каждый, кто встаёт на путь, сначала освобождается от собственных заморочек, становится яснее, начинает привлекать других людей, и они, в свою очередь, тоже. Так мы можем вытащить всех существ из Самсары.
Благословение работает так, что люди чувствуют себя с нами хорошо. Вдохновение заботится о том, чтобы они становились не только старше, но и умнее. А Защита - это уверенность, что всё идёт хорошо, что можно доверять тому, что происходит. Вот чем мы, буддисты, занимаемся.
Перевод с немецкого - Андрей Тарнопольский.