Этот год закончится ещё не скоро - только 18 февраля. Есть таки желание провести Дугжубу. Хотелось, чтобы проявились в пространстве единомышленники на предмет сделать полноценный жинсрег - с 10 000 подношений и прочими прелестями. Сделать это не только "на БВЖС")), но и конкретно для города Владивостока и края.
Практика улучшилась. Здоровье ухудшилось. Но возможно, что и то, и другое только кажется)). Тем не менее, нельзя не заметить усиления подвижности телесно-душевных составов)), сиречь элементов, без потери равновесия.
Общение показало, что надо безжалостно отсекать карнавальный сброд с его "блистанием". Пустота людская безмерна, а родственного как единомысленного всё равно нет, так что надо разворачивать танец божеств без них. Лха гья ло! Поезд уже не отходит - он просто ушёл, пока в евроремонтекультуре до сих пор встречают этот (или вовсе не этот?) поезд, поставив на повтор.
Надо вернуться к Бибихину, Пятигорскому и Аверинцеву, поскольку убедился в ничтожности и словоблудии иных. После напряжения первого, вопрошания второго и кристальности третьего в кватернере просто перестаёшь нуждаться.
Впереди не проза жизни и не безжизненная мреть. Впереди прояснение того, к чему шёл всю жизнь.
А пока слушаю-смотрю чудесный Цам докшитов, связанный с Ямантакой (вообще, по-тибетски это звучит как драг-шед). Там есть интересное место, когда скелеты, хранители кладбищ, собирают затерянных в бардо и самоубийц, чтобы они получили сострадательную помощь и лучшее перерождение. Это принципиально важно. Всегда была противна спесь православных относительно самоубийц. Этот Цам-драгшед проводили в Питере бурятские ламы из калачакринского дацана (я так понимаю, из Верхней Берёзовки). Ценен тем, что один монах всё время объясняет происходящее. То есть это практически визуально-символическая книга. Изощрённое мышление и восприятие европейцев, не связанных с тибетским буддизмом, вряд ли почерпнёт здесь для себя богатую пищу. А вот детям я бы показывал обязательно.
И потом, всё очень хорошо снято - в отличие от старых монгольских и прочих лент. Наконец можно нормально посмотреть танец Чамунди, сестры Ямараджи. И ещё много чего, учитывая вторую часть.
Click to view
Click to view
Традиция проводить подобные мистерии цам зародилась в XVIII в. в тибетском монастыре Нямгьял, ее основатель - Далай-лама VII Келсанг Гьяцо. Не стоит думать, что это единственный вид цама - на самом деле гораздо раньше цам принёс в Гималаи Гуру Ринпоче. Что до Цам-драгшед, позже такие цамы стали ставить в монгольских монастырях, а во второй половине XIX в. ритуальные буддистские танцы освоили и в соседней Бурятии. До революции их ставили только в четырех бурятских дацанах: Анинском, Тамчинском, Эгитуйском и Янгажинском. В современной истории нашей страны впервые Цам показали в Калмыкии в 2009 году на празднике 450-летия вхождения в состав России.
Обычно ритуальное представление продолжается примерно восемь часов, и в нем бывает задействовано до ста священнослужителей. Олень и як, крокодил и лев, хранители кладбищ, а также различные буддистские божества выполняют свою «работу»: отгоняют злых духов, очищают территорию, а также оказывают благотворное воздействие на карму всех собравшихся.
Мистерия Цам в Дацане Гунзэчойнэй была проведена в рамках Мероприятий Празднования 100-летия молебна, проведенного XII главой буддистов России Пандито Хамбо-ламой Итигэловым, благословившим развитие буддистской сангхи в Санкт-Петербурге.