Согласно "Шурангама Сутре", Будда объяснил процесс освобождения следующим образом. Он завязал узел на шелковом платке, поднял его и спросил своего любимого ученика Ананду: "Что это такое?" Ананда ответил: "Шелковый платок, на котором ты завязал узел".
Тогда Будда завязал на нем второй узел, третий и т.д., пока не вышло шесть узлов.
И каждый раз он спрашивал Ананду, что он видит, и тот отвечал каждый раз то же самое.
Тогда Будда сказал: "Когда я завязал первый узел, ты назвал его узлом; затем я завязал второй узел, третий и т.д., а ты продолжал давать тот же самый ответ".
Ананда не понял, что имеет в виду Будда, пришел в недоумение и воскликнул: "Завяжешь ты один узел или сотню узлов, они все равно останутся узлами, так как платок сделан из различно окрашенных шелковых нитей, сплетенных в единый кусок".
Будда согласился с этим, но указал, что хотя кусок шелковой материи один и тот же и все узлы одинаковы, тем не менее имеется одно различие - порядок, в котором они были завязаны.
Чтобы продемонстрировать это тонкое, но важное различие. Будда спросил, как можно развязать эти узлы. В то же время он стал тянуть узлы то здесь, то там, так что они вместо того, чтобы развязаться, оказались затянутыми еще туже. Ананда сказал: "Я бы сначала выяснил, как узлы были завязаны".
Будда воскликнул: "Ты прав, Ананда! Если ты хочешь развязать узел, ты должен сначала выяснить, как он был завязан. Ибо тот, кто знает начало вещей, знает также их разрешение. Но позволь мне задать тебе другой вопрос: можно ли развязать все эти узлы одновременно?" "Нет, Благословенный! Так как узлы были завязаны один за другим в определенном порядке, то мы можем развязать их только в обратном порядке".
Затем Будда объяснил, что шесть узлов соответствуют шести органам чувств, посредством которых мы устанавливаем контакт с внешним миром. Аналогичным образом медитация должна начинаться с уровня нашего нынешнего состояния существования, наиболее очевидным проявлением которого является наше тело. Вместо того чтобы запутываться в верованиях и мнениях, теориях и догмах, духовных идеях и высокопарных гипотезах, мы должны развязать узлы нашего тела и ума. Мы должны расслабить наши напряжения и давления и тем самым установить состояние гармонии и равновесия.
Задумайтесь над этим, друзья... Вместо того, чтобы смотреть по сторонам - что и как кто делает. Потому что чаще всего при виде каких-либо достойных деяний нами овладевает тонкая ревность, что мы ощущаем как желание немедленно делать то же самое - заранее оправдав свою ревность как "желание подражать хорошему".
Проблема в том, что с такой мотивацией ни к чему хорошему в итоге мы не придём - нам всё равно в процессе придётся либо преодолеть это и начать своё, прорываясь сквозь пелену неправильного начала, либо вовсе бросить всё. Что чаще и случается. Заниматься освобождением себя нужно, начиная с себя, понимания своего состояния, рассмотрения себя, а не рассмотрения Льва Толстого, Ницше, Будды Шакьямуни или Лубсан Сандана Цыденова - вы всё равно не сможете понять и сравнить их условия и ваши, их способности и ваши. Удивительно, как люди в области духовного опыта бывают самоуверенны, но никому не придёт в голову сравнивать себя с Владимиром Горовицем в области исполнительского искусства, фортепианной игры. Вам очевидно, что вы явно не Горовиц))). Но почему тогда вы столь легко примеряете на себя опыт великих в духовной сфере? Неужели он вам так очевиден? По-моему, это заблуждение. Послушайте Владимира Горовица и просто почувствуйте самих себя))).