Срог
Элемент жизни (срог) определяют по животному рождения - это собственный элемент животного. Его не нужно путать с элементом года (который соответствует вантанг, см. ниже). Животное года не только несет один из пяти элементов, но имеет еще и постоянный собственный элемент. Например, собственный элемент лошади всегда огонь. (сорри, схемы вставил, как умел:) - Нандзед)
Схема ориентирована по сторонам света: вверху - юг, внизу - север и т. д. Земля - как опора по углам (или промежуточным направлениям, если рисовать цикл в форме круга). Это как бы пространственное изображение времени.
Лу
Это сила тела, энергетический каркас дома, в котором живет сог. Или есть традиционный образ: лу - сосуд для срог. У нас говорят: «Жизнь вытекает по капле». С лу связаны тип телосложения, физическое здоровье и т. п. Здоровье в наличии, если правильно функционирует и не подавлена сила лу. В тибетской культуре физическое тело считается опорой - тэн (rten) - для божеств, имеющих отношение к человеку и проявляющихся через него.
Из пяти сил у тела самый длинный период цикла - 30 лет (если рассматривается годичный цикл). Элемент тела определяют по сочетанию животного года и элемента года. По схеме поиск происходит в три шага, которые обозначены цифрами в скобках:
Вантанг
Это способности человека, в первую очередь связанные с управлением другими людьми, и буквальное значение этого слова - способность главенствовать, или способность занимать высокое положение. Точнее - не способности, а потенциал способностей (то есть способности еще нужно проявить, если есть потенциал). В общем, вантанг - умение контролировать любую жизненную ситуацию. Это слово означает также ум человека, который можно понимать как способность
ориентироваться в потоках времени и иметь силу находиться в мощном потоке. Но для правильного выбора потока одного интеллекта мало, нужны интуиция и связанная с ней удача, о которой разговор впереди.
Признаком неуравновешенного вантанг, а значит, ума, является нехватка времени. Времени для дел всегда предостаточно, если находишься в своем потоке, то есть в том, с которым твой вантанг в равновесии, гармонии. О человеке, которому удалось прославиться на каком-то поприще, говорят, что он пришел в этот мир в свое время - вовремя.
Теперь кое-что приятное: развитый вантанг способствует процветанию, богатству, достатку и определяет уровень благосостояния - наличие денег. И заодно неприятное: сказанное выше, к сожалению, относится только к ватанг в развитом состоянии, а в худом - определяет уровень нищеты и отсутствия денег.
Но, как известно, смысл жизни не сводится к деньгам - они нужны для жизни, а не наоборот. И одно из значений вантанг - «подлинное присутствие». Эта сила связана не только с материальным достатком, но и самая важная в контексте эффективности практики любого духовного учения. Чтобы чего-то достичь на духовном пути, нужно иметь развитый вантанг. И замечу по поводу двух по виду разных аспектов вантанг - у тибетцев Бог и Мамона не конкурируют. Так, однажды Чога Ринпоче спросили, как у него с мирскими сиддхами. Он ответил: «У меня всегда много еды и много одежды, значит, с
сиддхами все в порядке».
Элемент этой силы соответствует элементу года. Западному человеку его легко узнать по простому соответствию:
В левом столбце приведены последние цифры года по принятому григорианскому счислению, а в правом по стрелке - соответствующий элемент. Элементы лет циркулируют и каждые десять лет происходит повтор. Десять, а не пять потому, что один и тот же элемент проявляется по очереди в мужском и женском обличье. Один год - мужской, следующий - женский и т. д. Если исходить из схемы, то четные годы нашей эры - мужские, а нечетные - женские. До нашей эры было наоборот (потому что нет года под номером «ноль», и первый год дон. э. эры - обезьяна). Соответствие последней цифры года до н. э. элементу иное - числа там идут назад, подобно мэва. При пользовании шпаргалкой нужно, как всегда, учитывать начало года по тибетскому календарю. Если рождение приходится, например, на 1 января такого-то года, то нужно смотреть последнюю цифру предыдущего года.
Пример - 2002 год. Последняя цифра года «2», следовательно, элемент года, а значит, и искомый вантанг - вода.
Лунгта
Лунгта в переводе - «конь пространства», или «конь ветра». Это особый вид энергии, ею человек притягивает к себе благоприятные обстоятельства. Если удалось - желаемое свершилось или произошло неожиданно то, о чем и не мечталось, мы называем такое состояние дел удачей. Лунгта имеет отношение не только к результату-
удаче, но и к процессу, который к нему приводит. И, скорее, к самому началу процесса - его зародышу. Если все в этом мире предопределено законом причин и следствий (кармы), то понятно, что исход дела зависит от начальных условий.
Определенно лунгта дополняет предыдущую рассмотренную силу. Вантанг связан с деньгами (есть ли в принципе способность их обрести), а лунта - это сила, притягивающая деньги. Можно быть способным, но
дело без удачи не выгорит; в финансовом аспекте - деньги не притянутся. Почему так происходит, если есть способности или сила? Из многообразия возможных способов, которые якобы ведут к цели, нужно
правильно выбрать удачное. Иначе будут одни пробы, несмотря на наличие способностей.
Природа вантанг и лунгта по-разному сочетается с мужским и женским началом. Когда человек стал взрослым и обзавелся семьей, создается единое семейное поле, в котором традиционно мужской вклад - вантанг, а женский - лунгта. Распределение ролей соответственное.
В семье приличному мужу пристало иметь сильный вантанг- он кормилец, зарабатывает деньги, но это случается, если у жены сильная лунгта, притягивающая деньги в семью. Поэтому, если муж умница и работящий, но в семье нет достатка, а жена то и дело пилит, то... лучше бы ей собой заняться.
Что в этой связи можно сказать об одиноких людях? Если с благоустройством жизни у них не получается (в соответствии с собственным представлением о нем)-способности и удача слабы, то остается пенять на себя или на одиночество.
Следующее наблюдение. Как вы помните, вантанг - это способность занимать высокое положение. Однако, чтобы его действительно занять, прославиться, опять же необходима удача. Личная, как минимум, а если слава желательна большая, то ее помогает достичь лунгта супруги.
Известные властелины мира сего имели преданных спутниц жизни (помимо не всегда преданных соратников, в нынешних терминах - команды). Опора только на собственную энергетику означает неумение сотрудничать, отсюда-тщеславие или после взлета падение.
Политические преимущества династических браков можно оценивать под утлом удачного выбора супруги. Тибетский царь Сронцен Гампо упоминался-нашел нужных жен, сменил религиозную ориентацию, основал империю. Примеры из русской истории известны - Софья
Палеолог и другие венценосные особы женского пола, повлиявшие на ход истории. Петру III с женой не повезло, зато Россия получила золотой век дворянства. С точки зрения нашего подхода сей феномен объясним. В распоряжении Екатерины II было достаточно фаворитов - их астрологический потенциал через либидо был привлечен на службу отечеству (она якобы так и выражалась, привлекая очередного: «Послужи государыне и отечеству»). Все-таки достижения того века во многом определялись способностям фаворитов.
О духовных людях тоже можно кое-что сказать в связи с лунгта. Когда тантрический йогин достигает определенного уровня развития в практике и ему уже совсем немного не хватает до просветления, из другого измерения приходит дакини, и вместе с ней он завершает процесс. Реально сие означает, что находится земная партнерша из плоти и крови с определенными характеристиками для завершающих практик (которые могут длиться еще не один год). Дама дополняет йогина необходимой энергией, а лунгта дамы притягивает результат. И сама она заодно достигает того же (поскольку дополнительность обоюдная, а уровень осознания зависит от уровня энергии). Если же партнерша отсутствует, то говорят, что вторичные причины не сложились. Вторичные причины описываются числами мэва, есть, например, мэва удачи. Сами по себе они не возникают, пока не притянутся первичными причинами.
Приведу пример из истории о великом тертоне (gter ston - открыватель скрытых текстов) Карма Лингпе. Своё открытие тот передал избранным ученикам, а главную его часть - только собственному сыну с условием ограничить передачу в течение трех поколений. Сын Карма Лингпы, а также практики последующих времен, благодаря открытому знанию, достигли состояния полного слияния с потоком времени, просветлели. Самому тертону не повезло - его биограф говорит, что не сложились вторичные условия (астрологически описываемые мэва) и вовремя не нашлось, с кем завершить практики. Известно, что Карма Лингпа был воплощением знаменитого переводчика Чокро Луи Гьялцена, одного из двадцати пяти сердечных учеников Падмасамбхавы, помогавшего Гуру
Римпоче в написании и сокрытии тэрма. Чокро был опознан как бодхисаттва. Но, приходя в этот мир, обзаводясь новым телом, совмещая порой несколько сознаний (что обычно для учителей), требуется снова повторять слияние с бесконечностью. Великие учителя - великие труженики. Возможно, у Карма Лингпы весь потенциал
удачи израсходовался на его открытие, а на личное просветление не осталось.
Основным практиком может быть и женщина (основным в смысле уровня развития и инициативы), и ей может понадобиться партнер. Чья сила удачи - мужчины или женщины - в большей степени влияет в этом случае на процесс, я не знаю. Но природа так устроена, что мужчина представляет метод, искусные средства (thabs), а женщина - мудрость (ye shes), которые соблазнительно сопоставить с вантанг и лунта соответственно.
Читатель может возразить: мол, Будде Шакьямуни для просветления достаточно было поститься и посидеть под деревом бодхи, а жену он благополучно оставил, перед тем как идти по своим делам. Однако это не совсем так. Будда пришел в наш мир уже просветленным, но
некоторое время не помнил об этом - вспоминал (для чего жена ему была действительно не нужна - отвлекала). Мы все вспоминаем, а разница между нами и Буддой - в том, сколько времени требуется, чтобы вспомнить.
Простым людям для достижения просветления нужна удача. И если не хватает собственного запаса удачи, то нужно уповать на вторичные
обстоятельства, а когда те сложились, с ними работать. С точки зрения астрологии, везде примерно одно и то же - что в земных делах (семья, власть, работа...), что небесных (духовных).
Лунгта, как вы помните, в переводе - «конь пространства». Образ коня не случаен. Та чог (rta mchog) - «превосходный конь». На своем седле он несет исполняющую желания драгоценность - норбу мебар (nor bu me 'bar). Превосходный конь несет эту драгоценность и доносит
до счастливцев, показывай тем самым, «что силою элементов можно превратить неудачу в удачу, и все устремления человека могут свершиться». Почему конь? В Тибете это самый быстрый способ передвижения и, значит, до недавнего времени - передачи информации.
Элемент удачи определяют по животному года, но не так, как элемент жизни.
В таблице нет элемента земли (земляные кони не летают). Если в обычной очередности животных начинать с крысы, затем переходить к быку и далее по часовой стрелке, то элементы лунгта располагаются в другую сторону относительно обычного направления в круге элементов, то есть против часовой стрелки, перепрыгивая через землю.
Ла
В нашем сердце находится, как установили, сила жизни - срог. Теперь узнаем, как в тибетской астрологии с душой. С ней довольно неопределенно. Логично думать, что душа - та самая срог и, как и положено нормальной душе, находится где-то в сердце. Или душа - это таинственная виджняна, тоже в сердце. Но еще у тибетцев есть особое понятие ла, которое в западной литературе принято переводить - душа. На самом деле ла трудно толком описать, опираясь на западные представления.
Ранее ла переводили именно как «душа», возможно, потому, что бессмертную душу, говорят, можно украсть, продать, погубить и прочее. С ла подобное тоже случается. В последнее время в литературе стало принято говорить, что душа - христианский термин, а потому не
стоит ее отождествлять с ла. Однако хотя христианство и несколько монополизировало душу, это понятие не исключительно религиозное. И безбожники-коммунисты себя бездушными не считали. Обратимся к языку. В русском языке «душа», «душевность», как и «дух», этимологически связана со словами «дуть», «дуновение». Поэтому известное «вдунул душу» - скорее тавтология. Поскольку в значении слова налицо
качество движения, то между душой и ла можно найти сходство. Ла любит двигаться и, бывает, покидает тело во сне (из безымянного пальца). А также у души есть некое защитное качество - говорят: «К чистой душе ничего не пристанет (прилипнет)». Ла тоже чиста и одна из ее функций - защита, «санитарный кордон».
А вообще, конечно, это сущности из разных систем мировидения. Ла, в отличие от души, христианской или индуистской, не бессмертна. Она временно реальна, а душу (джива) классический буддизм считает не реальной вовсе, а порождением ума. Тем более ее бессмертие. Все в нашем мире временно, а значит, иллюзорно, кроме разве самого времени. Бессмертие как факт относится не к обычному линейному времени, а к четвертому. Но ла живого существа принадлежит нашему миру и обычному времени. После физической смерти (кончины срог) ла еще некоторое время работает, а если похищена, то умерший претерпевает трудности по ту сторону существования - блуждает в бардо. Когда виджняна нашла новое тело, то надобности в ла уже нет - защищать уже некого ни в жизни, ни в смерти. После «ухода на пенсию» ла обычно остается возле останков - на кладбище, но иногда посещает близких. С ней могут общаться медиумы. Тут разгадка противоречия - каким образом человек перерождается и в то же время с душой умершего можно общаться. Душа душе рознь.
По эту сторону - в этой жизни-ла имеет несколько проявлений.
1) Тибетская медицина говорит о конкретном местоположении ла - на несколько пальцев ниже пупка. Здесь ла есть жизненная сила.
2) Ла определенным образом перемещается по телу в цикле лунного месяца (точнее, не ла, а фокус ла, так сказать, ее точка сборки). Она циркулирует по определенным энергетическим каналам, и если ей случается сбиться с пути, это может привести к болезни. Начало цикла движения в новолуние-из первого сустава среднего пальца ноги
(у женщин - правой ноги, а у мужчин-левой), в полнолуние ла достигает лба и т. д. Если в какой-то лунный день довелось, например, ушибить колено, а там именно тогда пребывала точка ла, то лучше бы этого не случилось. Тибетские врачи, лечащие прижиганием или иглоукалыванием, учитывают цикл ла, ибо воздействовать на область, в которой сфокусировалась ла, опасно.
3) Какой-то аспект ла циркулирует по телу в суточном ритме.
4) Скорее всего, хотя ла в основном локализована в теле, если не успела выйти погулять, она имеет отношение к излучению вовне.
5) Ла человека, не покинув окончательно основную квартиру - тело, одновременно может находиться во внешних объектах - каком-нибудь дереве, холме, озере, камне и т. п. Владелец ла чувствует к такому месту или предмету особую приязнь, сродство. И большое горе - его
потерять, например, дерево могут срубить, холм срыть, а озеро осушить. Ни с того ни с сего становится очень плохо.
Так или иначе, что бы ни понимать под ла и где бы она ни находилась - в теле или вне его, - это связующее звено между внутренним миром и внешним, фильтр, пропускающий полезную энергию и блокирующий вредную. Поле ла сшивает внутренний и внешний миры. Жизненная сила, и она же защитная энергия человека. Ее отражением на уровне физического тела является иммунная система. С плохим иммунитетом не очень поживешь. Тем более с его дефицитом. По мнению Намкая Норбу Ринпоче, источник известной болезни, появившейся в мире в последние десятилетия, - определенный класс враждебных нам существ. Это атака на ла.
Но и без атаки, если ла выходит из тела во сне, то может заблудиться, потеряться или быть похищенной теми же существами. Человек без ла умирает не мгновенно, а месяцев через шесть. Поэтому есть время ее вернуть, прибегнув к помощи компетентного лица. В тибетской астрологии элемент ла - мать элемента жизни (срог). Зная элемент срог, легко узнать элемент ла.
Пример: 2002 год - лошадь. Элемент срог - огонь, следовательно, элемент ла - дерево. Сравним две таблицы - для сог и для ла. Видим, что круг жизни в качестве опоры имеет землю (угловые элементы таблицы) - жизнь твердо стоит на земле. А ла - защита-душа опирается на элемент огонь. Возможно, это характеризует ла, как в основе что-то огненное.
В. Кругликов, "Пять сил времени"