Ликбез из астрологии элементов

Sep 01, 2014 22:12



Срог

Элемент жизни (срог) определяют по животному рождения - это собственный элемент животного. Его не нужно путать с элементом года (который соответствует вантанг, см. ниже). Животное года не только несет один из пяти элементов, но имеет еще и постоянный собственный элемент. Например, собствен­ный элемент лошади всегда огонь. (сорри, схемы вставил, как умел:) - Нандзед)




Схема ориентирована по сторонам света: вверху - юг, внизу - север и т. д. Земля - как опора по углам (или промежуточным направлениям, если рисовать цикл в форме круга). Это как бы пространственное изображе­ние времени.

Лу

Это сила тела, энергетический каркас дома, в кото­ром живет сог. Или есть традиционный образ: лу - сосуд для срог. У нас говорят: «Жизнь вытекает по капле». С лу связаны тип телосложения, физическое здоровье и т. п. Здоровье в наличии, если правильно функционирует и не подавлена сила лу. В тибетской куль­туре физическое тело считается опорой - тэн (rten) - для божеств, имеющих отношение к человеку и проявля­ющихся через него.

Из пяти сил у тела самый длинный период цикла - 30 лет (если рассматривается годичный цикл). Элемент тела определяют по сочетанию животного года и эле­мента года. По схеме поиск происходит в три шага, ко­торые обозначены цифрами в скобках:




Вантанг

Это способности человека, в первую оче­редь связанные с управлением другими людьми, и бук­вальное значение этого слова - способность главенст­вовать, или способность занимать высокое положение. Точнее - не способности, а потенциал способностей (то есть способности еще нужно проявить, если есть потен­циал). В общем, вантанг - умение контролировать лю­бую жизненную ситуацию. Это слово означает также ум человека, который можно понимать как способность
ориентироваться в потоках времени и иметь силу нахо­диться в мощном потоке. Но для правильного выбора по­тока одного интеллекта мало, нужны интуиция и связан­ная с ней удача, о которой разговор впереди.

Признаком неуравновешенного вантанг, а значит, ума, является нехватка времени. Времени для дел всегда предостаточно, если находишься в своем потоке, то есть в том, с которым твой вантанг в равновесии, гармонии. О человеке, которому удалось прославиться на каком-то поприще, говорят, что он пришел в этот мир в свое время - вовремя.

Теперь кое-что приятное: развитый вантанг способ­ствует процветанию, богатству, достатку и определяет уровень благосостояния - наличие денег. И заодно не­приятное: сказанное выше, к сожалению, относится толь­ко к ватанг в развитом состоянии, а в худом - определя­ет уровень нищеты и отсутствия денег.

Но, как известно, смысл жизни не сводится к день­гам - они нужны для жизни, а не наоборот. И одно из значений вантанг - «подлинное присутствие». Эта сила связана не только с материальным достатком, но и самая важная в контексте эффективности практики любого духовного учения. Чтобы чего-то достичь на духов­ном пути, нужно иметь развитый вантанг. И замечу по поводу двух по виду разных аспектов вантанг - у тибет­цев Бог и Мамона не конкурируют. Так, однажды Чога Ринпоче спросили, как у него с мирскими сиддхами. Он ответил: «У меня всегда много еды и много одежды, значит, с
сиддха­ми все в порядке».

Элемент этой силы соответствует элементу года. За­падному человеку его легко узнать по простому соответ­ствию:




В левом столбце приведены последние цифры года по принятому григорианскому счислению, а в правом по стрелке - соответствующий элемент. Элементы лет цир­кулируют и каждые десять лет происходит повтор. Десять, а не пять потому, что один и тот же элемент проявляется по очереди в мужском и женском обличье. Один год - мужской, следующий - женский и т. д. Если исходить из схемы, то четные годы нашей эры - мужские, а нечет­ные - женские. До нашей эры было наоборот (потому что нет года под номером «ноль», и первый год дон. э. эры - обезьяна). Соответствие последней цифры года до н. э. элементу иное - числа там идут назад, подобно мэва. При пользовании шпаргалкой нужно, как всегда, учитывать начало года по тибетскому календарю. Если рождение приходится, например, на 1 января такого-то года, то нужно смотреть последнюю цифру предыдущего года.

Пример - 2002 год. Последняя цифра года «2», следова­тельно, элемент года, а значит, и искомый вантанг - вода.

Лунгта

Лунгта в переводе - «конь пространства», или «конь ветра». Это особый вид энергии, ею человек притягива­ет к себе благоприятные обстоятельства. Если удалось - желаемое свершилось или произошло неожиданно то, о чем и не мечталось, мы называем такое состояние дел удачей. Лунгта имеет отношение не только к результату-
удаче, но и к процессу, который к нему приводит. И, ско­рее, к самому началу процесса - его зародышу. Если все в этом мире предопределено законом причин и следст­вий (кармы), то понятно, что исход дела зависит от начальных условий.

Определенно лунгта дополняет предыдущую рассмотренную силу. Вантанг связан с деньгами (есть ли в принципе способность их обрести), а лунта - это сила, притягивающая деньги. Можно быть способным, но
дело без удачи не выгорит; в финансовом аспекте - деньги не притянутся. Почему так происходит, если есть способности или сила? Из многообразия возможных способов, которые якобы ведут к цели, нужно
правильно выбрать удачное. Иначе будут одни пробы, несмотря на наличие способностей.

Природа вантанг и лунгта по-разному сочетается с мужским и женским началом. Когда человек стал взрос­лым и обзавелся семьей, создается единое семейное поле, в котором традиционно мужской вклад - вантанг, а жен­ский - лунгта. Распределение ролей соответственное.
В семье приличному мужу пристало иметь сильный ван­танг- он кормилец, зарабатывает деньги, но это случа­ется, если у жены сильная лунгта, притягивающая деньги в семью. Поэтому, если муж умница и работящий, но в семье нет достатка, а жена то и дело пилит, то... лучше бы ей собой заняться.

Что в этой связи можно сказать об одиноких людях? Если с благоустройством жизни у них не получается (в соответствии с собственным представлением о нем)-спо­собности и удача слабы, то остается пенять на себя или на одиночество.

Следующее наблюдение. Как вы помните, вантанг - это способность занимать высокое положение. Однако, чтобы его действительно занять, прославиться, опять же необходима удача. Личная, как минимум, а если слава же­лательна большая, то ее помогает достичь лунгта супруги.
Известные властелины мира сего имели преданных спут­ниц жизни (помимо не всегда преданных соратников, в нынешних терминах - команды). Опора только на соб­ственную энергетику означает неумение сотрудничать, отсюда-тщеславие или после взлета падение.

Политические преимущества династических браков можно оценивать под утлом удачного выбора супруги. Тибетский царь Сронцен Гампо упоминался-нашел нуж­ных жен, сменил религиозную ориентацию, основал им­перию. Примеры из русской истории известны - Софья
Палеолог и другие венценосные особы женского пола, повлиявшие на ход истории. Петру III с женой не повезло, зато Россия получила золотой век дворянства. С точки зрения нашего подхода сей феномен объясним. В распо­ряжении Екатерины II было достаточно фаворитов - их астрологический потенциал через либидо был привлечен на службу отечеству (она якобы так и выражалась, при­влекая очередного: «Послужи государыне и отечеству»). Все-таки достижения того века во многом определялись способностям фаворитов.

О духовных людях тоже можно кое-что сказать в свя­зи с лунгта. Когда тантрический йогин достигает опре­деленного уровня развития в практике и ему уже сов­сем немного не хватает до просветления, из другого измерения приходит дакини, и вместе с ней он завершает процесс. Реально сие означает, что находится зем­ная партнерша из плоти и крови с определенными ха­рактеристиками для завершающих практик (которые могут длиться еще не один год). Дама дополняет йогина необходимой энергией, а лунгта дамы притягивает ре­зультат. И сама она заодно достигает того же (посколь­ку дополнительность обоюдная, а уровень осознания зависит от уровня энергии). Если же партнерша отсут­ствует, то говорят, что вторич­ные причины не сложились. Вторичные причины опи­сываются числами мэва, есть, например, мэва удачи. Сами по себе они не возникают, пока не притянутся пер­вичными причинами.

Приведу пример из истории о великом тертоне (gter ston - открыватель скрытых текстов) Карма Лингпе. Своё открытие тот передал избранным ученикам, а главную его часть - только собственному сыну с условием огра­ничить передачу в течение трех поколений. Сын Карма Лингпы, а также практики последующих времен, благодаря открытому знанию, достигли состояния полного слияния с потоком времени, просветлели. Самому тертону не повезло - его биограф говорит, что не сложились вто­ричные условия (астрологически описываемые мэва) и вовремя не нашлось, с кем завершить практики. Извест­но, что Карма Лингпа был воплощением знаменитого пе­реводчика Чокро Луи Гьялцена, одного из двадцати пяти сердечных учеников Падмасамбхавы, помогавшего Гуру
Римпоче в написании и сокрытии тэрма. Чокро был опознан как бодхисаттва. Но, приходя в этот мир, обзаво­дясь новым телом, совмещая порой несколько сознаний (что обычно для учителей), требуется снова повторять слияние с бесконечностью. Великие учителя - великие труженики. Возможно, у Карма Лингпы весь потенциал
удачи израсходовался на его открытие, а на личное просветление не осталось.

Основным практиком может быть и женщина (ос­новным в смысле уровня развития и инициативы), и ей может понадобиться партнер. Чья сила удачи - муж­чины или женщины - в большей степени влияет в этом случае на процесс, я не знаю. Но природа так устроена, что мужчина представляет метод, искусные средства (thabs), а женщина - мудрость (ye shes), которые со­блазнительно сопоставить с вантанг и лунта соответ­ственно.

Читатель может возразить: мол, Будде Шакьямуни для просветления достаточно было поститься и посидеть под деревом бодхи, а жену он благополучно оставил, перед тем как идти по своим делам. Однако это не совсем так. Будда пришел в наш мир уже просветленным, но
некот­орое время не помнил об этом - вспоминал (для чего жена ему была действительно не нужна - отвлекала). Мы все вспоминаем, а разница между нами и Буддой - в том, сколько времени требуется, чтобы вспомнить.

Простым людям для достижения просветления нужна удача. И если не хватает соб­ственного запаса удачи, то нужно уповать на вторичные
обстоятельства, а когда те сложились, с ними работать. С точки зрения астрологии, везде примерно одно и то же - что в земных делах (семья, власть, работа...), что небесных (духовных).

Лунгта, как вы помните, в переводе - «конь простран­ства». Образ коня не случаен. Та чог (rta mchog) - «пре­восходный конь». На своем седле он несет исполняющую желания драгоценность - норбу мебар (nor bu me 'bar). Превосходный конь несет эту драгоценность и доносит
до счастливцев, показывай тем самым, «что силою эле­ментов можно превратить неудачу в удачу, и все устрем­ления человека могут свершиться». Почему конь? В Тибете это самый быстрый способ передвижения и, значит, до недавнего времени - передачи информации.

Элемент удачи определяют по животному года, но не так, как элемент жизни.




В табли­це нет элемента земли (земляные кони не летают). Если в обычной очередности животных начинать с крысы, затем переходить к быку и далее по часовой стрелке, то элементы лунгта располагаются в другую сторону отно­сительно обычного направления в круге элементов, то есть против часовой стрелки, перепрыгивая через зем­лю.

Ла

В нашем сердце находится, как установили, сила жиз­ни - срог. Теперь узнаем, как в тибетской астрологии с душой. С ней довольно неопределенно. Логично думать, что душа - та самая срог и, как и положено нормальной душе, находится где-то в сердце. Или душа - это таин­ственная виджняна, тоже в сердце. Но еще у тибетцев есть особое понятие ла, которое в западной литературе принято переводить - душа. На самом деле ла трудно толком описать, опираясь на западные представления.

Ранее ла переводили именно как «душа», возможно, потому, что бессмертную душу, говорят, можно украсть, продать, погубить и прочее. С ла подобное тоже случается. В последнее время в литературе стало принято го­ворить, что душа - христианский термин, а потому не
стоит ее отождествлять с ла. Однако хотя христианство и несколько монополизировало душу, это понятие не исключительно религиозное. И безбожники-коммуни­сты себя бездушными не считали. Обратимся к языку. В русском языке «душа», «душев­ность», как и «дух», этимологически связана со словами «дуть», «дуновение». Поэтому известное «вдунул душу» - скорее тавтология. Поскольку в значении слова налицо
качество движения, то между душой и ла можно найти сходство. Ла любит двигаться и, бывает, покидает тело во сне (из безымянного пальца). А также у души есть некое защитное качество - говорят: «К чистой душе ничего не пристанет (прилипнет)». Ла тоже чиста и одна из ее функций - защита, «санитарный кордон».

А вообще, конечно, это сущности из разных систем мировидения. Ла, в отличие от души, христианской или индуистской, не бессмертна. Она временно реальна, а душу (джива) классический буддизм считает не реаль­ной вовсе, а порождением ума. Тем более ее бессмертие. Все в нашем мире временно, а значит, иллюзорно, кроме разве самого времени. Бессмертие как факт от­носится не к обычному линейному времени, а к четвертому. Но ла живого существа принад­лежит нашему миру и обычному времени. После физической смерти (кончины срог) ла еще некоторое время работает, а если похищена, то умерший претерпевает трудности по ту сторону существования - блуждает в бардо. Когда виджняна нашла новое тело, то на­добности в ла уже нет - защищать уже некого ни в жизни, ни в смерти. После «ухода на пенсию» ла обыч­но остается возле останков - на кладбище, но иногда посещает близких. С ней могут общаться медиумы. Тут разгадка противоречия - каким образом человек пере­рождается и в то же время с душой умершего можно общаться. Душа душе рознь.

По эту сторону - в этой жизни-ла имеет несколько проявлений.

1) Тибетская медицина говорит о конкретном место­положении ла - на несколько пальцев ниже пупка. Здесь ла есть жизненная сила.

2) Ла определенным образом перемещается по телу в цикле лунного месяца (точнее, не ла, а фокус ла, так ска­зать, ее точка сборки). Она циркулирует по определенным энергетическим каналам, и если ей случается сбиться с пути, это может привести к болезни. Начало цикла движе­ния в новолуние-из первого сустава среднего пальца ноги
(у женщин - правой ноги, а у мужчин-левой), в полно­луние ла достигает лба и т. д. Если в какой-то лунный день довелось, например, ушибить колено, а там именно тогда пребывала точка ла, то лучше бы этого не случилось. Тибетские врачи, лечащие прижиганием или иглоука­лыванием, учитывают цикл ла, ибо воздействовать на область, в которой сфокусировалась ла, опасно.

3) Какой-то аспект ла циркулирует по телу в суточном ритме.

4) Скорее всего, хотя ла в основном локализована в теле, если не успела выйти погулять, она имеет отношение к из­лучению вовне.

5) Ла человека, не покинув окончательно основную квартиру - тело, одновременно может находиться во внеш­них объектах - каком-нибудь дереве, холме, озере, кам­не и т. п. Владелец ла чувствует к такому месту или пред­мету особую приязнь, сродство. И большое горе - его
потерять, например, дерево могут срубить, холм срыть, а озеро осушить. Ни с того ни с сего становится очень пло­хо.

Так или иначе, что бы ни понимать под ла и где бы она ни находилась - в теле или вне его, - это связую­щее звено между внутренним миром и внешним, фильтр, пропускающий полезную энергию и блокиру­ющий вредную. Поле ла сшивает внутренний и внеш­ний миры. Жизненная сила, и она же защитная энер­гия человека. Ее отражением на уровне физического тела является иммунная система. С плохим иммуните­том не очень поживешь. Тем более с его дефицитом. По мнению Намкая Норбу Ринпоче, источник известной болезни, появившейся в мире в последние десятиле­тия, - определенный класс враждебных нам существ. Это атака на ла.

Но и без атаки, если ла выходит из тела во сне, то мо­жет заблудиться, потеряться или быть похищенной теми же существами. Человек без ла умирает не мгновенно, а месяцев через шесть. Поэтому есть время ее вернуть, при­бегнув к помощи компетентного лица. В тибетской астрологии элемент ла - мать элемента жизни (срог). Зная элемент срог, легко узнать элемент ла.




Пример: 2002 год - лошадь. Элемент срог - огонь, сле­довательно, элемент ла - дерево. Сравним две таблицы - для сог и для ла. Видим, что круг жизни в качестве опоры имеет землю (угловые элементы таблицы) - жизнь твердо стоит на земле. А ла - защита-душа опирается на элемент огонь. Возможно, это характеризует ла, как в основе что-то огненное.

В. Кругликов, "Пять сил времени"
Previous post Next post
Up