Вэрма, пять личных божеств человека и ритуал намка

Aug 26, 2014 19:14



Терма о ритуале намка появилось как гонгтер, когда нашему Учителю Намкаю Норбу Ринпоче приснилось бонское божество Пувэр (в наглоязычных источниках ошибочно, потому что воспринято на слух, написано - Пюэль). Божество Пувэр принадлежит к классу бонских божеств вэрма.

"Вэрма кружатся, как вьюга,
те, кого они сопровождают, - это практикующие,
те, кому они помогают, - это практикующие,
те, кого они защищают, - это практикующие".

Ринпоче приводит отрывок из Чжу Мипама. В его первой части важную роль в генезисе вэрма играет Гаруда, а из второй части следует, что Защитник Дордже Легпа имеет отношение к вэрма, а точнее, его важное воплощение Гарва Нагпо - Черный Кузнец. Гарнаг - не вэрма, он из другого класса - дралха. Эти два класса находятся в тесном сотрудничестве и своеобразном симбиозе: каждый из них подготавливает (создает) вторичные условия для проявления другого, либо один класс прямо порождает другой. Чтобы что-то понять о вэрма, в том числе, как они выглядят, приведем несколько частей отрывка об их проявлениях в двух направлениях пространства (из четырех) и в центре.

«В промежуточном месте, разделяющем йе (свет) и нам (тьму)
Вэрма, Обладающий Волшебной Силой, воздвиг цитадель:
у нее есть вход, обращенный на восток,
четверо врат, четыре стены и восемь углов.
Купол сделан из драгоценных раковин,
фундамент - из алмазов, а кровля из золота,
четыре угла из хорошо закаленного литого железа.
На вершине он устроил гнездо для дралха-кюнг.
Когда белый кюн летел в небе,
белые перья падали, как снежные хлопья,
и стали сотней тысяч белых воинов.
Это и есть вэрма, защитники востока».

В примечании к первой строчке отрывка Ринпоче пишет: «Выражение «в промежуточном месте, разделяющем йе и нам», следует понимать как указание на изначальное состояние, которое в философии дзогчен называется «до разделения сансары и нирваны». Слово йе обозначает принцип света и всего положительного, тогда как нам олицетворяет принцип тьмы и всего отрицательного».

«К югу от Цитадели Волшебной Силы
Дралха Черный Гневный Кузнец
Воздвиг цитадель с девятью кольцами стен
И назвал ее «Гнездо-кузница вэрма».

В каждом углу цитадели возникли проявления яростных существ,
сидящих на троне из десяти тысяч белых быков.
Гневных проявлений было тысяча девятьсот,
верхняя часть их тела была окутана кольцом ветра,
тьма кальп проявилась в нижней части,
опоясывали их ядовитые змеи,
в качестве слуг они проявили двадцать тысяч
белых обезьян.
Это и есть вэрма - защитники юга».

Вэрма выглядят необычно. В других частях отрывка о них говорится как о «пестрых» и «бирюзовых воинах». В центре цитадели (мандалы) их манифестации описаны так:

«…верхняя часть тела - как у человека,
нижняя - как у дракона,
у них зубы, как у макары, а язык - молния,
голова льва и медный рот.
Опоясаны они кольцом ветра».

Где же их измерение?

«Они путешествуют в пространстве четырех материков,
а обитают в небесах волшебных сил».

Именно этот класс (сопряженный с дралха) имеет отношение к силовому полю намка. Предпринятый поиск изображений вэрма пока не увенчался успехом, но в ходе его у нас завязалась переписка с канадцем Джоном Хопкинсом. Он исследует тему драла и вэрма в контексте наставлений своего учителя Чогьяма Трунпа о Шамбале. Одно место из его письма нам показалось уместным здесь привести. Вот оно: «В традиции Шамбалы вэрма и дралха являются не просто неким принципом, но живыми сущностями, а также защитниками и божествами мудрости, которые пытаются взаимодействовать с нами».

Как видите, попытка лучше уяснить истоки ритуала намка, переданного Учителем, привела тему к неожиданному расширению. Еще раз приведем слова дяди Ринпоче (сказанные им из другого измерения): «Намка будет важной практикой в будущем».

Но вернемся к Пувэру. В той же книге ("Друнг, Дэу и Бон") в главе о бон ча (ритуалы благополучия) упоминается белый Кьилчен Пувэр - основное божество цикла шен ча. Там сказано, что он главнейшее из божеств ча, защищающих и поддерживающих ча человека.

Что означает его имя? Кьил - dkyil - центр, середина, чен - chen - великий, отсюда Килчен Пувэр - «Старший Вэрма Великого Центра».

Если у этого божества такое значимое имя, то, может быть, он и есть тот владыка класса вэрма, «Вэрма, Обладающий Волшебной Силой» из «промежуточного места» (изначального состояния), о котором писал Чжу Мипам в цитированном отрывке? Нет, так как из другого текста ясно, что предводитель вэрма носит имя Ньиу Нья, что означает «солнце-луна».

В книге рядом с Пувэром названы важные наравне с ним в контексте человеческого ча два особых класса божеств. Это классы божеств-охранителей, которые неизменно сопровождают человека, никогда от него не отлучаясь: пять личных божеств и божества лунгта.

О первом классе на основе описания ритуала подношения ему, составленном Пятым Далай-ламой, Ринпоче говорит так: «Эти пять божеств не только неразрывны с физическим телом человека (состоящим из пяти элементов), управляя его ча, вангтан (способностями) и лунгта (удачей), но также имеют власть над ча, связанным с элементами внешнего мира, чем объясняется возможность усилить ча человека, используя ча окружающей среды. На практике это означает, что состояние здоровья или подверженность болезни зависят, главным образом, от божеств, которым подвластны пять внешних элементов».

Отсюда очевидно, что божества пяти начал, управляющие элементами пяти начал, из ритуала намка есть личные божества человека из цикла шен ча. Они таковы: божество жизни (срог лха), божество женщин (мо лха), божество мужчин (по лха), божество места (юл лха) и божество врага (дра лха). Первое из перечисленных, судя по названию, прямо соотносится с элементом жизни, а остальные не имеют прямой корреляции с элементами. Что не удивительно, так как линейное соответствие не позволило бы божествам осуществлять сложные нелинейные функции защиты. Что касается срог-лха, ответственного за поле жизни, то жизнь, как известно, нечто сложное, но прямое (в смысле того, что она течет прямо и необратимо во времени, и никак нельзя вернуться назад в прошлое). И потому божества жизни являются конкретно элементами жизни. Но не в смысле персонификации. Элементами могут быть и божества лунта. И, надо полагать, любые другие, но в случае этих двух (божеств жизни и удачи) есть прямое линейное соответствие.

Личные божества обитают в человеческом теле. Поэтому, когда они приглашаются в намка, то находятся весьма близко к исполнителям ритуала, хотя и в своем измерении.

Но несмотря на присутствие в теле особых защитных полей, называемых «божества-охранители», несчастья с людьми случаются. По всей видимости, порой они блокированы "бакчаг" - кармическими следами личности, или чем-то в этом роде. К тому же существуют могущественные восемь классов нелюдей, которым что-то может от человека понадобиться, если их ненароком спровоцировать.

Тем более, это справедливо для людей встретившихся с Учением. Ринпоче говорит об этом: «Когда мы выполняем практику, особенно ту, которая важна для реализации, многие существа завидуют нам и нашим условиям, и потому могут причинять вред и мешать практике… Когда вы интенсивно практикуете, бывает много неприятностей и помех. Такое явление, называемое гэг, не должно вас удивлять». Далее Ринпоче сравнивает ситуацию практика с положением актера на сцене театра. «В мире есть множество могущественных существ, которые наблюдают за каждым, кто вышел на сцену, и создают препятствия (гэг). Вероятно, те, кто находится на сцене, уже преодолели все эти проблемы, иначе их бы там не было. Но когда мы только выходим на сцену, эти существа замечают нас и стараются создать помехи, чтобы нельзя было освободиться из-под их власти. Как правило, на тех, кто не выходит на сцену, и не нападают, потому что они и так не могут выйти из-под влияния. Вышедших же за рамки влияния восьми классов могут ожидать многочисленные препятствия. В этом случае нужно не отчаиваться, а стараться каким-то способом преодолеть эти трудности».

Одним из этих способов является практика намка, помимо иных ее достоинств. Способ прост - улучшить связь человека с личными божествами, которые в любом случае присутствуют в нашей жизни, но, похоже, иногда в несколько сонном состоянии (непроявленном), если пассивна сама личность.

Но в каком смысле божества, локализованные в теле, вследствие ритуала оказываются обитателями намка? Намка можно сравнить с энергетическим дублем человека (ни в коей мере не предполагая спекуляции по их отождествлению) в том смысле, он (намка) есть модель энергии человека, а значит, его можно рассматривать как двойник. При таком взгляде легко понять, как в намка и единовременно в теле находятся божества. Иначе говоря, каким образом ритуальный предмет имеет в наличии те же энергетические поля, называемые божествами, что и его владелец. Причем, эти поля, связанные с человеком, не менее реальные и разумные сущности, чем он сам, но находящиеся в своем измерении, действие которого простирается и в наше.

Виктор Кругликов на основе объяснений Намкая Норбу Ринпоче и его книги "Друнг, Дэу и Бон"

Бон, Намкай Норбу Ринпоче, ритуалы, ваджраяна, Шанг-Шунг, история

Previous post Next post
Up