Джамьянг Кхьенце Вангпо
Когда людей вводят только в сам ум, то пока они заняты выполнением полученной практики, всё у них, как кажется, идёт хорошо; однако если им приходится взаимодействовать с объектами, то часто они оказываются неспособны справляться с внешними обстоятельствами. В наши дни можно видеть, как люди, проведшие годы в горах и предававшиеся там превосходным медитациям, возвращаясь домой, действуют со страстью, гневом и жадностью, которые стократно сильнее, чем у обычных людей. Низвержение этих практикующих к столь смятённому состоянию происходит в силу того, что явленное не было представлено им как ум.
Когда обретено такое постижение, может возникнуть расстройство крови и желчи. Поскольку это обманчивое восприятие, рождающееся от привязанности к ясности как истине, то сперва ясно созерцай боль и прочее, что сопутствует болезни, и распознай в них ясность. Далее ищи источник болезни, и когда не найдёшь его, покойся в этом состоянии, запечатывая таким образом ясность при помощи пустоты. Когда ясность и пустота сольются, болезнь бесследно исчезнет.
В случае расстройства жизненных ветров сперва приди к уверенному пониманию того, что болезнь - это пустота. Далее ясно созерцай форму боли и покойся в этом состоянии, таким образом запечатывая пустоту при помощи ясности.
Заболевание слизи - обманчивое восприятие, рождающееся от цепляния за единство как истину. Поэтому сперва следует распознать его как ясность; затем применить к ясности печать пустоты; наконец, применить к этой пустоте печать ясности. Это называется соединением трёх печатей, или, иначе, применением печати единства к единству.
В основном все чаяния возлагаются единственно на благословение Гуру. Если можешь взывать к нему от самого сердца и из самого нутра, не различая дня и ночи, реализация естественным образом придёт изнутри.
Джамьянг Кхьенце Вангпо