Чёрный Манджушри
Не узнавая неведение как невыразимое, цепляешься за него, полагая самостью, или своим «Я». Когда таким образом устанавливается «Я», то в связи с ним естественно возникает и «другой». А отсюда уже возникают страсть и ненависть, называемые привязанностью к «Я» и ненавистью к другим. Эти три коренных клеши называются клешами клеши. Гордость и жадность являются их качествами, а ревность - деяниями. От этих шести коренных клеш возникает двадцать вторичных клеш, и так далее, так что в конце концов получается восемьдесят четыре тысячи клеш, которые есть непримиримые противники восьмидесяти четырёх тысяч учений. И уже от этих клеш гнездятся и распространяются такие, множества которых и не выразить.
И далее, когда возникают клеши ума, то также возникают и движущие жизненные ветры. От привязанности к единству как истине возникает неведение; его движущий жизненный ветер - остановка. От заблуждения о ясности возникает страсть; её движущий жизненный ветер - вдох. От заблуждения о пустоте возникает гнев; его движущий жизненный ветер - выдох. Отсюда образуется пять коренных, или основополагающих жизненных ветров, десять жизненных ветров ветвей и ещё двадцать одна тысяча шестьсот жизненных ветров действия. Последние, в свою очередь, ветвятся до тех пор, пока не сравняются числом с мыслями.
Что же касается каналов, то когда существо бардо в момент зачатия притягивается к лону, то в силу своей кармы видит совокупляющихся родителей, хотя те и не существуют в действительности. Если предстоит родиться мужчиной, то во время зачатия испытывает ненависть к отцу и страсть к матери; если женщиной, то наоборот. Войдя в рот или задний проход отца и соединившись с его белым элементом (ясной избранной сущностью ясных сущностей, соответствующих трём семенным слогам), оно затем через его ваджру попадает в лотос матери, где соединяется с красным элементом матери (ясной избранной сущностью ясных сущностей, соответствующих трём семенным слогам) и, войдя в промежуток между белым и красным, растворяется в ясном свете. Поскольку не узнаёт ясного света, возникает вместерожденное неведение, а из него - центральный канал толщиной в конский волос, расщепленный сотню раз. И далее, когда возникает привязанность к ясности как истине, то из неё - лалана. А когда привязанность к пустоте как истине, то из неё - расана. И затем, соответственно тому, как постепенно огрубляются помыслы о субъекте и объекте, возникают четыре чакры и каналы, по которым течёт бодхичитта: тридцать два больших канала, семьдесят две тысячи малых каналов и, наконец, множество мелких, число которых, как число волосков на теле - тридцать пять миллионов.
Джамьянг Кхьенце Вангпо