Часто в наставлениях по дзогриму высших тантр мы можем встретить упоминание о том, что практика могут вести по пути знаки, полученные во время посвящения. Эти знаки могут проявиться на уровне тела, речи-энергии или ума. Например, если в ходе "посвящения с мудрой" вы испытаете спонтанное движение ветра от тайного места в направлении сердца, потом вы сможете вспоминать это, чтобы практиковать в союзе с джняна-мудрой или телесном союзе с йогини. Но в подавляющем большинстве посвящаемые не имеют подобных знаков-переживаний на уровне энергии, и поэтому, кстати, учителя часто дают наставления по практике союза в стиле практики на уровне ума, а не энергии, то есть советуют созерцать как детонг (блаженство-пустота) то, что вы испытываете при обычном сексе.
Одним из методов "размораживания" чувствительности, повышения уровня энергии и обретения равновесия ветров является в дзогриме пранаяма. Но опять же, людей способных к этой, в общем-то, несложной практике, гораздо больше, чем возможностей получить по ней наставления от своих учителей. Просто таковы обстоятельства, не нужно возводить их в степень того, чем они не являются. Исключением являются обычно практики янтра-йоги в передаче Намкая Норбу Ринпоче, и то далеко не все из них доходят до раздела пранаямы.
Меж тем, стоит рассмотреть эту практику и постепенно освоить некоторые простые вещи.
Сядьте удобно на пол в позе со скрещенными ногами. Если вы не чувствуете себя в ней комфортно, то просто сядьте выпрямившись на краешек стула, ступни поставьте плоско на пол. Затем зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно втягивайте воздух через левую ноздрю, наполняя при этом живот, а не грудную клетку. Вдыхая, считайте 1 -2-3-4. После полного вдоха легко примкните подбородок к груди, будто закрыв замок, и, задержав дыхание, считайте до 16. То есть вдыхайте на 4 счета, а дыхание задерживайте до 16. Затем откройте правую ноздрю при этом зажав левую безымянным пальцем и мизинцем той же руки, и начинайте выдыхать через правую ноздрю, считая до 8.
Выдох должен быть медленным и равномерным. Скорость счета во время выдоха должна совпадать со скоростью счета при вдохе и задержке дыхания. Если сначала такое упражнение покажется вам слишком трудным, то проделайте вдох, считая до 2, дыхание задержите, считая до 8, и выдыхайте на 4 счета.
После выдоха из правой ноздри задержите дыхание на время, затем вдыхайте через правую ноздрю, наполняя живот, задержите дыхание, зажав при этом обе ноздри, и затем выдыхайте через левую ноздрю Повторите упражнение несколько раз, меняя ноздри, через которые вы вдыхаете.
Если ваш ум слишком отвлекается счетом, то просто медленно вдохните через левую ноздрю животом, закрыв при этом правую. Полностью вдохнув, зажмите обе ноздри и «замкните» подбородок, опустив его к груди. Сосредоточьте все свое внимание на области позади пупка. Когда кислорода в легких не останется, возникает глотательный рефлекс, который является сигналом к выдоху. Медленно выдыхайте через правую ноздрю. Поток выдыхаемого воздуха должен быть медленным и непрерывным. Позвольте ему растворяться в наружном пространстве. Задержите дыхание, как бы пребывая снаружи, затем снова начинайте вдыхать, но уже через правую ноздрю. Задержите дыхание и выдыхайте через левую ноздрю. Затем снова вдыхайте левой ноздрей, задержите дыхание и выдыхайте через правую ноздрю. Задерживая дыхание после вдоха, примкните подбородок к груди «в замке» и «откроете замок» во время выдоха. Делая такой замок, вы избегаете прямого давления на мозг через сонную артерию. Сделайте пять циклов вышеописанного упражнения, затем отдохните одну минуту и снова проделайте пять циклов. Таким путем можно увеличить жизненную емкость легких.
Я специально дал сначала такое довольно ясное объяснение, чтобы вам было понятно следующее наставление по пранаяме Пятого Далай-ламы, что значит "считать дыхания" и что такое сжатие груди ("замок" - см. текст выше):
"Этот метод первоначально следует практиковать при движении жизненного ветра через левую ноздрю. Если ветер движется через правую ноздрю, примени метод сжатия груди и вытеснения ветра, чтобы он переместился в левую. Так же традиционно делают и учителя, прежде чем давать наставления.
Далее, приняв за единицу вхождение ветра через левую ноздрю, его пребывание и выход, начни считать дыхание, не пропуская ни одного цикла. Используй чётки или что-либо подобное, и по меньшей мере насчитай сотню, либо так много, как пожелаешь. Приблизительно начиная с третьего десятка уже не имеет значения, через какую ноздрю следует ветер.
Если медитировать таким образом, то у наилучшего ученика проявятся исключительное медитативное сосредоточение, сверхъестественные способности и так далее. Возникнет переживание устранения входа мыслей. По меньшей мере, подобно тому, как омывается чистый сосуд, жизненные ветры в ходе практики удержания сосуда обретут благие качества гибкости.
И далее, если желаешь приобрести благие качества медитативного сосредоточения стадии завершения, следует укреплять жизненный ветер. Сперва сосредоточь ум на жизненном ветре усилия - правом. Слегка измени естественное движение ветра, когда он будет выходить, и удлини выдох. Сократи и вдох, и время задержки. Считай дыхания, как выше. Таким образом устранишь препятствия. Когда освоишься с этим, переходи ко второй практике. Ненасильственно удлини время вхождения жизненного ветра жизни через левую ноздрю, а также задержку. Сократи выдох. Это превосходная практика долгой жизни, и также в результате неё постепенно проявится состояние свободы от концепций.
В ходе ваджрного начитывания звучание жизненных ветров тройки выдоха, вдоха и задержки преобразуется в три семенных слога, начиная с Ом для вдоха".
САРВА МАНГАЛАМ!