"В безмятежном океане шаматхи резвится великая рыба випашьяны"

Jul 11, 2014 20:09



Те, кто заявляет "не говори так со мной", "не могу этого принять", "я этого не вынесу, это слишком" или "не могу себя сдерживать", боятся самих себя и в действительности совсем не знают, как проявляется их собственная при­рода. Они боятся того, что сами могут натворить, ибо не осознают, кем являются на самом деле. Если бы они это понимали, то не было бы никакой проблемы. В дейст­вительности нет ничего, с чем нельзя было бы справиться. Если уж на то пошло - нет такого состояния ума, которое невозможно было бы освободить. Значит, главная при­чина замешательства находится здесь, внутри нас. Ум это не компьютер, который запрограммирован кем-то другим и нам неподвластен.

Важно просто присутствие ума, бдительное отношение равно и к потоку мыслей, и к покою, своего рода однонаправленное внимание, позволяющее в какой-то момент исчезнуть черте, разделяющей движение мыслей и покой. С точки зрения махамудры это называется состоянием «обнаружения простоты».

Знаменитый пример гласит: «В безмятежном океане шаматхи резвится великая рыба випашьяны»... Именно в спокойном и безмятежном океане истинной шаматхи, когда не происходит колебаний внимания и самосознающее качество при этом не отвлекается. Практикующий ша­матху, уже развивший ощущение спокойствия настоль­ко, что более не существует никакого разделения между проявлением мыслей и просто пребыванием, переживает определённое качество внутреннего при­сутствия. Постижение его как не имеющего ни основы, ни корня, и является тем, что ученику следу­ет узреть воочию.

В сам этот момент распадается ощущение пребывания в чём-то, исчезает само представление о том, что мы остаёмся в каком-ли­бо состоянии. Но качество сознавания или пробуждённости не исчезает. Оно всё ещё здесь, однако уже не происходит nребывание на чём-либо. Просто надо дать сосредоточению или состоя­нию пребывания распасться, оставаясь в ясности.

Цокньи Ринпоче

шаматха, понимание, дзогчен, ригпа, випашьяна, ваджраяна

Previous post Next post
Up