Те, кто заявляет "не говори так со мной", "не могу этого принять", "я этого не вынесу, это слишком" или "не могу себя сдерживать", боятся самих себя и в действительности совсем не знают, как проявляется их собственная природа. Они боятся того, что сами могут натворить, ибо не осознают, кем являются на самом деле. Если бы они это понимали, то не было бы никакой проблемы. В действительности нет ничего, с чем нельзя было бы справиться. Если уж на то пошло - нет такого состояния ума, которое невозможно было бы освободить. Значит, главная причина замешательства находится здесь, внутри нас. Ум это не компьютер, который запрограммирован кем-то другим и нам неподвластен.
Важно просто присутствие ума, бдительное отношение равно и к потоку мыслей, и к покою, своего рода однонаправленное внимание, позволяющее в какой-то момент исчезнуть черте, разделяющей движение мыслей и покой. С точки зрения махамудры это называется состоянием «обнаружения простоты».
Знаменитый пример гласит: «В безмятежном океане шаматхи резвится великая рыба випашьяны»... Именно в спокойном и безмятежном океане истинной шаматхи, когда не происходит колебаний внимания и самосознающее качество при этом не отвлекается. Практикующий шаматху, уже развивший ощущение спокойствия настолько, что более не существует никакого разделения между проявлением мыслей и просто пребыванием, переживает определённое качество внутреннего присутствия. Постижение его как не имеющего ни основы, ни корня, и является тем, что ученику следует узреть воочию.
В сам этот момент распадается ощущение пребывания в чём-то, исчезает само представление о том, что мы остаёмся в каком-либо состоянии. Но качество сознавания или пробуждённости не исчезает. Оно всё ещё здесь, однако уже не происходит nребывание на чём-либо. Просто надо дать сосредоточению или состоянию пребывания распасться, оставаясь в ясности.
Цокньи Ринпоче