Адон-Челонское обоо (опора духов-хранителей местности)
Экологические преступления являются мощной причиной стихийных бедствий. "Холмы и горы являются обителям опекающих божеств, охранителей местности, лха, ньен, лу и цен. Когда их дома осквернены ради человеческого комфорта, они покидают нас и нам приходится в одиночестве и собственной неправоте противостоять гневу природы", - говорил Цугла Лопон Самтен Дордже, директор Школы астрологии Пангри Зампа (Тхимпху, Бутан).
"Гнев возмущенных божеств-охранителей является мощным и разрушительным", - сказал он. "Это наши дела и поступки, которые формируют состояние мира, в котором мы живем. Бедствия, такие, как пожары, землетрясения, наводнения, бури и заболевания, являются предзнаменованием коллективного несчастья, согласно нашим текстам Дхармы".
Это я вспомнил регулярные гигантские пожары в России, Америке и прочие наводнения-землетрясения в ЮВА. Далее везде.
Вспомнил также особое обоо (опора духа местности) по читинской трассе, где спят водители, прямо на земле, спят так сладко и покойно, что этим место уже стало знаменито. Помню, как лежат три-четыре человека, а рядом с ними на камне бурундук сидит, охраняет сон)).
Самое крупное обоо, на котором я был, это обоо Буурал-бабэ, на горе Челсана (Кижинга, Бурятия). Буурал-бабэ - глава сабдагов Забайкалья.
Вот нашёл некоторые материалы на эту тему. Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и по старинным приданиям является дворцом духа местности Буурал Баабая. На расположенном здесь Обоо люди обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края.
На Обоо Челсана, где совершается обряд моления Отог ноёну, в скале Сумэ-обоо есть отверстие, через которое является барагханский хозяин. Старожилы рассказывают, что на челсанском Обоо раньше молились по-шамански, существовали шаманские призывания девяти Буурал баабайев или девяти братьев, сыновей Шэрэльжэна из Монголии. Отец девяти Буурал баабайев - Шэрэльжэн жил во внутренней Монголии.
Однажды кижингинский шаман Сэдэк Бадмаев, живший в 19 веке, попросил не будить его, так как он будет спать семь суток. Жители Кижинги увидели, как из тооны (круглого отверстия в крыше юрты) вылетел ворон, а навстречу ему с Челсаны спустился орел (это был сам Отог ноён Бу-урал баабай). Они вместе полетели на юг, в Монголию, на родину Буурал баабайя. Монголы и барагханцы, поселяющиеся в Кижинге, быстро богатеют и продвигаются вперед, так как Буурал баабай их родня и помогает им.
В течение нескольких десятков лет, а может и столетий обрядами на Обоо руководили только шаманы. Говорят, что духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии - Хорчид-гэгэн добился согласия перехода святыни Буурал баабай в буддизм.
Бытует легенда о том, как хозяин Челсаны Отог ноён Буурал баабай спас Эрдэни Хайбзун Галшиева, ламу, который обучался в Тибете двадцать с лишним лет. Рассказывают, что, когда он читал во время хурала, его голос побеждал голоса 800 лам так, что их голоса не были слышны, дребезжали стекла окон дацана, а вода в чашечках-сугсэ ходила волнами и переливалась через край. Когда оказалось, что он один бурят - грамотнее и искуснее всех тибетских лам, вместе взятых, решили избавиться от него. Когда ему была назначена смертная казнь, его Учитель сказал, что спасет его от неминуемой смерти только Челсана Буурал баабай. Вот он и молился денно и нощно хозяину Челсаны, который в день казни явился на своем коне с луком со стрелами и спас его от смертной казни. Говорят, что на крыше дацана в Тибете остался след от копыт коня Буурал баабайя.
Кижинга
Многие буряты-кижингинцы в годы Великой Отечественной войны были спасены благодаря Челсана Буурал-бабэ. Вот что рассказывает ветеран войны Цыренжап Жамсаранович Тогмитов: «Перед уходом на фронт наши земляки обычно совершали восхождение на Челсану-гору, просили хозяина Отог-ноёна помочь вернуться живыми и здоровыми на родину, и я в том числе. В годы войны я постоянно обращался к нашему Буурал баабайю и брызгал водкой или чаем, просил о том, чтобы смерть нас миновала. Мои однополчане перед каждой битвой просили: «Молись, Цыренжап, чтобы бой был удачным, а мы остались живы». Я искренне молился и брызгал, обращаясь к Челсана Буурал баабайю. Друзья мои, удостоверившись в пользе данного ритуала, говорили, что помогает, верили и обретали уверенность в бою.
Вернувшись после Победы домой живым и невредимым, вот уже 60 с лишним лет я стараюсь содержать в чистоте и порядке место вокруг Челсаны и не пропускаю ни один ритуал обоо, а также являюсь председателем местного совета по организованному проведению общего праздника «Обоогой найр», который совершается 13 дня месяца Змеи по лунному календарю».
Стрелок-фронтовик Аюржана Нимацыренович Борбоев рассказывал о таком случае: «Во время Великой Отечественной войны однажды шел горячий бой. Вдруг услышал резкий окрик над ухом по-бурятски: «Бод эндэhээ!» («Встань с этого места!»). От неожиданности вздрогнул, но быстро толкнув товарища, который лежал рядом, быстро встал и побежал. Как только мы с ним успели лечь в ямку, находящуюся в нескольких метрах, как взорвался снаряд и попал точь в то место, где только что лежали мы. Если бы остались лежать там, от нас и мокрого места не осталось бы. А мой товарищ сказал, что увидел в этот миг старика на коне в бурятском национальном дэгэле рядом со мной. Веря, что он нас спас, впоследствии не отходил от меня».
Таких примеров множество. При определенных обстоятельствах некоторые люди могут видеть Буурал баабайя, ощутить его помощь. Приняв буддизм от великих Учителей, отказавшись от причинения вреда живым существам, дав клятву помочь им, он держит эту клятву. Но слуги, входящие в их окружение, могут нанести вред тем, кто нарушает их покой. Поэтому близко подъезжать к святому месту запрещается, чтобы не задеть живых существ, невидимых для наших глаз. Строго запрещается употребление алкоголя в святом месте, нельзя брать монетки, оставленные для подношения, осквернять, оставлять за собой мусор, ломать что-нибудь, передвигать камни и т.д. Человек, совершивший подобное неуважение к духу местности, может заболеть, с ним могут произойти несчастные случаи, духи из свиты и их слуги могут сыграть с ним злую шутку и он может «тронуться головой», заблудиться и т.д.
На ритуал Обоо приносят угощение из трех молочных и трёх сладких блюд по обычаю крия-тантры. Для сэрчема предпочтительнее молоко или чай. Пришедшие на обоо обходят обычно три раза вокруг горы Челсана по часовой стрелке. Совершая гороо, выказывают почтение родной земле, хозяевам, благодарят и просят благополучия в семье, успехов в работе, здоровья. Но основная цель всех собравшихся на ритуале обоо общая: люди просят обильных заблаговременных дождей, богатого урожая и приплода, счастья и процветания в родном краю.
источник...