О культе Богини Матери в Евразии. Ассоциации

Jul 07, 2014 22:32

Размещу здесь себе на память. Читал не единожды. С годами начинаю мягче воспринимать такие мифологические броски (ниже отрывок из книги Джона Рейнольдса о Богине Матери). А насчёт успокоенности... некоторые говорят, что мудреют, а другие объясняют успокоение просто ослаблением с возрастом гормонального фона)). Не суть.



Сидпэй Гьялмо

".....о Сридпа Гьялмо иногда говорят как о мирском божестве, она фактически Охранитель или Срунг-ма второго вида - а именно манифестация пробужденного сознания и милосердия Будды или Великого Бодхисаттвы, вмешивающегося в человеческие дела. Она духовна и запредельна миру и пребывает вне круга сансары, потому что она - прямая эманация ( Nirmita ) Великой Богини, самой Шейраб Чжам-мa ( Shes-rab Byams-ma), которая является Святым Совершенством Мудрости и Матерью всех Будд трех времен: прошлого, настоящего, и будущего. Поскольку она супруга Великого Идама ( божества, как объекта медитации Высшей Taнтры), Срид-па Гьялмо имеет ту же природу, что и Чжам-ма, а именно мудрость. Но в то время как Чжам-ма это мирная форма (zhi-ba), Сридпа Гьялмо является гневной (khro-mo) в своем проявлении и ее основной аспект это Ешей Валмо (Ye-shes dbal-mo)-«пламенная мудрость» (Багряная Мудрость).



Еше Валмо


В Буддийской традиции Индии, Чжам-ма (Jyamma) известна как Праджня-парамита (Prajnaparamita) и как Тара (Tara). Поскольку Будда становится Пробужденным только в случае постижения Совершенной Мудрости, она называется Великой Матерью (yum-chen). Кроме того, Чжам-ма соответствует Айя-Софии (Hagia Sophia) или Святой Мудрости Западной мистической традиции, вечной супруге Бога. В Бонской традиции, имеются пять видов Праджня-парамиты (‘bum Inga), то есть имеются 360 томов Праджня-парамиты, сведенных в пять разделов. Они были восстановлены известным тертоном Шен-чен Luga (gShen-chen klu-dga', 996-1035) в месте Бримцам Тхакар (' Bri-mtshams mtha '-dkar) в провинции Цзан. Тантра Чжам-ма (Byams-ma'i rgyud), была повторно обнаружена Троцан Друглха (Khro-tshang ' brug-lha, 956-1077).



Шераб Чжамма

В Бонском пантеоне Чжам-ма рассматривается а качестве члена «Святой Четверки», четырех главных Сугат или Будд (bde-gshegs gtso bzhi), которые стимулируют и управляют духовным развитием человеческого расы (рода). Они также известны как четыре Мирных Божества (zhi-ba'i lha bzhi), а именно: 1. Шейраб Чжам-ма (Shes-rab byams-ma), известная как Праджня-парамита или Совершенная Интуиция, 2. Шен-лха Одкар (gShen-lha 'od-dkar -Бог-жрец Белый Свет), Будда Самбхогакаи или Бог Мудрости (ye-shes kyi lha), 3. Сангпо Бумтри (Sangs-po 'bum-khri), Творящее Божество или Миродержец (srid-pa), и 4. Шенраб Миво (gShen-rab mi-bo), Будда Нирманакаи или Мировой Учитель (ston-pa). Они часто изображаются вместе как Группа Четырех на тангках и храмовых фресках.



Сатриг Эрсанг

На Шанг-Шунгском языке Великая Богиня известна как Сатриг Эрсанг ( Sa-trig Er-sangs ), на языке «Тадзиг» древней Центральной Азии она -Ардви Сура Анахита, а на Тибетском языке она называется Чжам-ма (Byams-ma, санскр. Maitreyi). На Тибетском она также называется двумя именами: Шейраб Чжам-ма (Shes-rab byams-ma, "Премудрость и Любовь") и Тхугже Чжам-ма (Thug-rje byams-ma, "Cострадание и Любовь"). Сатриг на Шанг-Шунгском языке означает Премудрость ( санскр. Prajna, интуиция). В «Срид-па Дзод-пхуг» (Srid-pa mdzod-phug), Бонской Абхидхарме-тексте, имеющем дело с космогонией, теогонией и космологии, с добавленным в конце комментарием Дранпа Намха Шанг-Шунг (Dranpa Namkha Zhangzhung), она называется Чулчан Гьялмо (Chu-lcan rgyal-mo), «Царицей вод».

Подобно Афродите, рожденной из пены морской на рассвете времен прежде молодого поколения богов, пришедших с Олимпа, Чулчан Гьялмо ведет свое происхождение от исконных вод, и ее происхождение независимо от патриаршего порядка небес. Поскольку ветры кармы дули поперек обширного первобытного океана, перемещая его воды, пузырь, размером с павильон возник на поверхности и в его центре появилось яйцо синего света. Когда это яйцо спонтанно лопнуло, из него появилась бирюзовая синяя женщина.

Творец Сангпо Бумтри (Srid-pa Sangs-po "bum-khrid) был поражен ее красотой и сиянием; он позвал ее по имени Чулчан Гьялмо (Chu-lcan rgyal-mo), " Царица Вод. " После этого они соединились вместе без трения своими головами или касания своими носами (?) и из этого акта соединения были порождены различные виды животных и птиц. И когда они объединились во второй раз, пригибая свои головы друг к другу и касаясь носами друг друга, они породили Девять Братьев и Девять Сестер от кого потом произошли различные расы богов. [См. Samten G. Karmay, "A General Introduction to the history and Doctrines of Bon." (Общее Ведение в историю и учения Бон ). В Memoirs, no 23, Toyo Bunko, Tokyo 1975, pp.171-218 ].



Анахита

Ясно, что изначальная богиня вод соответствует пан-иранской до-зороастрийской Великой Богине Ардви Суре Анахите, известной древним Грекам как Анаит. Эта богиня воплотила в себе творческие силы живительных вод, из которых появляются все формы. С самых ранних времен люди царства Шанг-Шунг на Западе Тибета были в близком контакте с ирано-говорящими народами Центральной Азии (Tazig), типа Скифов (санскр. Shaka, Шакья), Тохаров (тиб. To-gar), и Согдийцев (тиб. Sog-ро). Согласно Китайским династическим хроникам, когда Скифы-Тохары, кого они называли как Юэ-чжи (Yueh-chih), потерпели поражение от тюрко-говорящих Гуннов или по-китайски Сюн-ну (Hsiung-nu) на западных границах Китая к северу от Тибета во II столетии н. э., одна из групп этих высоких и рыжеволосых ирано-говорящих, названных Малыми Юэ-чжи (Hsiao Yueh-chih), вторглась в Восточный Тибет, то есть Kham и Amdo, где они даже сегодня образуют часть тибето-говорящего население - кхам-па.

Другая большая группа Юэ-Чжи, называемая Великими Юэ-Чжи (Ta Yueh-chih), переместилась на запад, в области к северу от Шанг-Шунга, а также в Бактрию (в современном Афганистане), где они основали, на рубежах н.э. Кушанскую империю, которая просуществовала несколько столетий. Кушаны интенсивно распространили Буддизм в Центральной Азии. Более того, и в Тибетском и в Шанг-Шунгском языках существует ясный индо-европейский лингвистический субстрат, который указывает на ранние контакты и смешение с ирано-говорящими народами. Даже само имя Бон (bon) по всей видимости происходит из Иранского и Согдийского языков от слова «bun», означающего «Дхарма».
Жители Шанг-Шунга были самыми западными из всех Тибето-Бирманских народов, живущих по соседству в древние времена с Ирано- и Дардо-говорящими народами Ладакха, Кашмира, Афганистана и Центральной Азии. Царство Шанг-Шунг лежит прямо к югу от Кашгара и известного Шелкового Пути. [ По этому вопросу см. Christopher Beckwith, The Tibetan Empire in Central Asia (Тибетская Империя в Центральной Азии), Princeton University Press, Princeton 1987 ]

Кроме того, даже до сих пор кочевники Северного Тибета, согласно Лопон Тензин Намдаку, приписывают многочисленные руины, находимые повсюду, региону древней Согдианы (Sog-pa). Все это добавляет веса Бонскому утверждению, что традиция Юндрунг Бон, по крайней мере частично, происходит из Иранской Центральной Азии. Так что не удивительно, что культ великой богини Анахиты также существовал и в древнем Западном Тибете.

Культ богини был распространен повсеместно, от границ Китая и до Древнего Ближнего Востока и Средиземноморского побережья включительно, где в Греко-римские времена она была по-разному идентифицирована с Иштар, Исидой, и Aфродитой Уранией.

...В ее более общем аспекте в качестве Защитницы Срид-па Гьялмо разъезжает на черном муле (Srid-rgyal dre'u nag) или на красном муле (dre'u dmar) и в каждом случае у богини три лица и шесть рук. В этом облике она очевидно походит на Защитницу буддистов Палден Лхамо (dPal-ldan lha-mo), или на санскрите Шри Дэви (Shri Devi), которая, согласно буддистам, является Дургой (Durga ), Царицей Матрик (Matrikas ? ) или духов Maмо. Maмо -это женские духи, черного цвета, чаще всего обитающие в диких и пустынных местах. Когда они потревожены, то могут порождать борьбу и войну среди людей. Они привлекаются резней на поле битвы и схожи во многих случаях с Валькириями (Valkyries ).

То, что Палден Лхамо, вероятно, проявление Сридпа Гьялмо, согласно Лопон Тензин Намдаку, не так уж и несомненно, однако, Палден Лхамо очень важна в системе Нового Бона, где она также является покровительницей различных форм предсказания. В терминах сравнительной мифологии, Сридпа Гьялмо была известна среди языческих Кельтов как богиня, едущая на лошади. В древнем Гауле (Gaul), она называлась Ригантоной (Rigantona), «Великой Царицей», которая позже стала Рианноной (Rhiannon) в средневековом Уэльсе.



Ригантона

Как богиня Эпона, восседающая на лошади, она была единственным Кельтским божеством, которое было принято в Римский ритуальный календарь, где она стала Защитницей и Покровительствующей Богиней Римской calvary. В Норвежском мифе она - Фрея, которая возглавляет валькирий.

Однако, в отличие от Индусского культа Дурги, как это до сих пор практикуется в Бенгалии и Непале, Сридпа Гьялмо не получает кровавых жертвоподношений (dmar mchod). Она совсем не то, что некий дух низшего уровня, питающийся праной или жизненной энергией крови, освобожденной в жертвенном ритуале, она скорее эманация или проявление (sprul-pa) Пробуждения, мудрости и сострадание Будды. Тем не менее символизм плоти и кровавой жертвы остается для внутренней пуджи (puja, nang mchod) и для тормы ( balin, gtor-ma). Торма или жертвенный кекс служат в качестве заменителя кровавых жертв в ритуалах Защитников.



Сидпэй Гьялмо

В некоторых бонских историях (преданиях) говорится, что культ богини Сридпа Гьялмо как Защитницы Бона (bon-skyong) был впервые введен Шечен Луга (gShen-chen klu-dga', 996-1035), от текста терма, открытого им в Дрицам Тхакаре (‘Bri-mtshams mtha’-dkar) в провинции Цзан в 1017 г. Действительно, красная Сридпа Гьялмо происходит от этого сборника терма. [ Sec the Srid-rgyal dre'u dmar-mo'i rgyud dang ‘grel-pa bcas ]. Как бы там ни было, Сридпа Гьялмо, разъезжающая на черном муле (dre'u nag ) стала особым Защитником для Монастыря Йе-ру Венсакха, (Yеru Wensakha), основанного в провинции Цзан кланом Дру (Bru), и она остается таковой для его преемника -монастыря Mенри (sMan-ri).

Согласно текстовым источникам, Дхармакая Кунту Сангмо (bon-sku Kun tu bzang-mo) эманировала из себя главу всех богинь (Matrika) традиции Бона, Maмчог Сридпа Гьялмо (Ma-mchog Srid-pa'i rgyal-mo) -«Высшую Мать, Царицу Бытия (Существования)». На уровне Самбхогакая Сридпа Гьялмо проявляется в пяти аспектах: 1. Йе-шей Валмо (Ye-shes dbal-mo) - "универсальная" богиня, она иссине-черного цвета, у нее одно лицо и две руки; без ваханы. 2. Дуюм Лхамо (dus yum lha-mo) -богиня с функциями умиротворения (zhi-ba), она белого цвета, с четырьмя лицами и восьмью руками, верхом на белом муле; 3. Кхагьинг Лхамо (mKha'-'gying lha-mo) - богиня с функциями приумножения (rgyas-pa), она синего цвета, с тремя лицами и шестью руками, и верхом на синем муле; 4. Касанг Лхамо (bKa'-gsang lha-mo) - богиня с функциями подчинения-очарования (dbang), она красного цвета, с тремя лицами и шестью руками, и верхом на красном муле; и, наконец, 5. Дендро Санг-юм (bDe'-gro gsang-yum) - богиня с суровыми функциями разрушения (drag-po), она черного цвета, с тремя лицами и шестью руками, и верхом на черном муле."

САРВА МАНГАЛАМ!

На добрую память)))

Азия, Палден Лхамо, религия, Шри Дэви, история, Бон, Еше Валмо, Сидпэй Гьялмо

Previous post Next post
Up