Вот, наконец нашёл этот рассказ из жизни Вирупы, где сказано, что, достигнув уже семидесяти лет (!), он не имел ещё плода ваджраяны. Это для тех, кто думает, что Вирупа реализовал быстро. Быстро было потом)). Это из наставлений Чодак Ринпоче, учителя школы сакья (спасибо
kata_rasen !). Вирупу тогда ещё звали Дхармапалой. Этот рассказ интересен для тех, кто пытается понять видения как проявления своего ума, но у них не получается. Меж тем, у Вирупы это получилось лишь по достижении шестой бхуми! Стоит это учесть)).
"После кончины настоятеля Дхармапале пришлось взвалить на себя ответственность за проведение всех занятий, которые до того вёл учитель, - и это помимо собственных дневных дел! Поскольку днём у него из-за этого практически не оставалось времени на практику, то тантрой он занимался по ночам. Он учил днём, выполнял эзотерические практики Ваджраяны ночью, и так в течение двенадцати лет. В жизнеописании говорится, что основными у него в то время были практики Чакрасамвары и Хеваджры. Вот такую жизнь Дхармапала вёл, пока ему не исполнилось семьдесят.
Естественно, что Дхармапала ожидал увидеть какие-нибудь знаки достижения. Однако здоровье его с возрастом всё больше портилось, реализация никак не наступала, и разочарование всё сильнее овладевало им. Он был угнетён обилием обременительных обязанностей и тем, что его физическое состояние становилось всё хуже. Ему стали сниться беспокойные сны. Как-то ему приснилось, что чудовищный пожар поглощает нижнюю часть долины, в которой он живёт, а с верхней части стремительно подступает наводнение. Дхармапала оказался меж двух противоборствующих стихий и не мог выбраться. Он чувствовал, как на голову ему сыпятся градины. Он видел сосульки. Он видел Гуру, идамов, божеств и других друзей в Дхарме перевёрнутыми вниз головой. У них были отсечены лица, глаза их выпали из орбит. Кровь сочилась отовсюду.
После стольких лет искренней практики подобные сны, особенно в сочетании с физическим упадком, вызывали у Дхармапалы сильную тревогу. Он начал подозревать, что в этой жизни у него вообще не было кармической связи с эзотерическими учениями. Он подумал, что, может быть, будет лучше, если он покончит со всем этим и сосредоточится наконец на учениях базового уровня. Итак, в двадцать седьмой день четвёртого лунного месяца, встав рано утром, Дхармапала принял решение раз и навсегда порвать с практикой Ваджраяны, взял свою малу и выбросил её в отхожее место.
Дхармапала не смог понять, что его кошмарный сон не был обычным сном. Как правило, сны возникают из желаний и страхов, порождённых присущими нам склонностями. Но в данном случае сон касался тотальной трансформации грубого и тонкого тела. Когда в силу реализации открываются определённые энергетические каналы и чакры, то возникают феномены, которые очень легко понять неправильно, если вы не получали подробных наставлений о том, чего вам следует ожидать. Как раз в такую ситуацию и попал Дхармапала. В его теле происходило множество тонких изменений, но он никогда не получал учений, которые позволили бы ему правильно распознать эти изменения. Поэтому он всё понял буквально. И поэтому он был совершенно удручён происходящим, пошёл в туалет и выбросил туда свою малу.
А что же происходило с Дхармапалой на самом деле? Вариантов вхождения тонких ветров в центральный канал существует три. Они называются «первое вхождение», «среднее вхождение» и «третье вхождение». Когда ветры входят в центральный или какой-то другой канал, то возникают специфические для каждого из каналов эффекты: происходят различные физиологические изменения, меняется ток энергии. И вместо привычных переживаний человек может столкнуться с полнейшим хаосом. Поскольку предыдущий настоятель к тому времени скончался, и Дхармапала не успел получить у него нужных учений, то он поступил необдуманно: выбросил прочь малу и пошёл спать. Однако вскоре его разбудила женщина синего цвета, которая, как мы теперь знаем, была богиней Найратмьей. Она явилась в самой прекрасной форме, какую только можно вообразить, и сказала: «Не престало тебе вести себя таким образом, когда ты так близок к достижению сиддхи. Хотя все Будды обладают равностным состраданием, но среди прочих божеств у меня наиболее сильное кармическое сродство с тобой, поэтому я помогу тебе достичь Просветления. Иди и достань обратно свою малу. Вымой её ароматной водой, раскайся в допущенных тобой нарушениях и возвращайся к практике». После этого она исчезла.
Дхармапала сразу же пошёл в отхожее место и послушно извлёк оттуда свою малу. Со смешанным чувством сожаления и радости он вымыл её, а затем вернулся к оставленной было практике. В то же мгновение богиня снова появилась перед ним. Она проявила для него полную мандалу дакини Найратмьи, и он получил в ней посвящение, в результате которого сразу достиг первой бхуми. На следующий день он достиг второй бхуми, на третий день - третьей бхуми, и так продолжалось до тех пор, пока в конце шестого дня он не достиг шестой бхуми. Это случилось на двадцать девятый день четвёртого лунного месяца. В сакьяпинских монастырях ежегодно проводятся посвящённые Хеваджре церемонии в честь этого события - достижения Вирупой шести бхуми за шесть дней.
Добравшись до шестой бхуми, Вирупа смог дать иную интерпретацию своему сну. Он осознал, что существа, которых он видел, все эти грубые образы, были проявлениями его собственного ума. Они возникли из-за того, что жизненная энергия вошла в каналы «кша» и «ма», находящиеся ниже пупка, что, в свою очередь, было следствием расслабления узлов на каналах. В физическом теле обычного человека эти каналы, как правило, забиты. Энергия по ним не проходит, и мистических переживаний не возникает. Когда же узлы были расслаблены, Дхармапала получил опыт внутреннего жара. Именно внутренний жар ему снился, когда он видел пожар, уничтожающий долину с одной из её сторон. То, что он воспринял как пламя, существующее вовне, в действительности было внутренним энергетическим процессом.
Когда практикующие, достигнув высоких уровней медитации, обнаруживают, что их тело - источник огромного количества тепла, то это нормальное и вполне естественное явление. Сознание Дхармапалы пыталось интерпретировать это тепло на обыденном уровне, хотя на самом деле его переживания не имели к обычному огню никакого отношения. Ошибочно опознав огонь как внешний феномен, концептуальный ум автоматически достроил для этого объекта его противоположность. Отсюда и наводнение. Если бы Дхармапала правильно распознал приснившийся ему огонь и понял, что это внутренний жар, то образа наводнения его ум не породил бы. В реальности за этим образом стояло то, что усиленная циркуляция капель чрезвычайно ускорила ток энергии.
В учениях Ламдрэ объясняется, что каждая сильная эмоциональная реакция приводит к порождению грубой внутренней энергии. В результате у нас возникают переживания, которые мы затем экстернализируем и принимаем за чистую монету. Но на самом деле мы просто проецируем. Находясь в состояниях подозрительности, неудовлетворённости, гнева или страсти, мы формируем паттерны, определяющие то, как мы воспринимаем окружающий мир. Наше обыденное восприятие мира иллюзорно! И оно может измениться самым радикальным образом, если внутри нас самих что-то меняется. Сорванные лица Гуру и идамов были символами медитативных переживаний, соответствующих трём последовательным стадиям растворения элементов тела. Дхармапала увидел своих учителей истекающими кровью и с разорванными лицами, потому что привязанность к ним на самом деле его ранила. Ему нужно было осознать, что привязанность к учителям ничем не отличается от любой другой захваченности. Разорванные лица учителей и то, что они были подвешены вниз головой, на самом деле означало, что Дхармапале необходимо отпустить их. Даже за объект очень сильной преданности нельзя цепляться вечно".