Действенность и силу нашего ума трудно обнаружить и использовать в нашей повседневной жизни, потому что мы не умеем собирать эту силу воедино. Мы постоянно что-то разглядываем, что-то слушаем, что-то трогаем, пробуем, и при этом наш ум, или наше сознание, разделяется на части, распыляется.
Например, сейчас я здесь говорю, и поэтому одна часть моего ума, моего сознания, должна поддерживать эту беседу, поскольку мне нужно думать о том, что я скажу, другая часть сосредоточена на том, что я смотрю на вас, на комнату, на разные предметы, так что эта часть ума поддерживаетзрительное сознание. Кроме того, я слушаю звуки, голоса людей, так что ещё одна часть моего ума расходуется на поддержание слушания. А ещё я сижу и ощущаю, что мне удобно, и это тоже связано с частью сознания и т. д.
Так что я сижу здесь, но моё сознание распространяется повсюду. В этом случае разбросанность энергии снижает силу моего ума. Если ограничить активность ума, направленную вовне, вся энергия соберётся в уме, он обретёт особую силу и действенность. Это очень просто.
Когда мы спим, у нас больше возможностей собрать эту силу и обрести действенность ума. Например, во сне мы не пользуемся глазами, все наши органы чувств закрыты, и в результате этого огромная часть нашего ума концентрируется произвольно сама по себе. Кроме того, увеличить силу ума можно и при правильном течении энергии сознания. Это сильно отличается от того, что происходит с нами в дневной жизни. Даже не практикующие ничего могут видеть очень ясные сны, в том числе вещие. Потому что это естественная функция нашего сознания. Тем более, это может тот, кто практикует днём - его сила предвиджения естественно возрастает. Истинная сила ума - за пределами трёх времён: настоящего, прошлого будущего. На самом деле время - это просто мера, применяемая к объектам. Само же время не существует. Но это не вопрос отрицания, это вопрос понимания природы времени.
Из наставлений доктора Ниды Ченагцанга