Юкагиры - автохтонное, дотунгусское население Восточной Сибири, живущее здесь с неолита. Они кочевали отдельными семьями, в юртах и полуземлянках, охотясь и рыбача по берегам рек. Каменными орудиями пользовались до прихода русских. Культура сохраняла древнейшую архаику - культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний» эпос. Здесь, в холодных таежных просторах Восточной Сибири до самого недавнего времени жила культура каменного века. Когда умирал юкагирский шаман, его тело разрезали на части, мясо сушили и раздавали как талисман, а голову сажали на деревянное туловище, одевали в нарядную одежду и ставили в жилище в качестве иконы.
К счастью, их культура была подробно описана. В 80-х годах XIX века на Колыму были сосланы народовольцы Иохельсон и Богораз. Иохельсон прожил с юкагирами много лет, выучил язык, записал массу сказок и песен. В своих записках он рисует картину крайне симпатичного народа. У юкагиров не было понятия о собственности, деньгах, добытая дичь и рыба раздавались всем присутствующим. Кроме того, они не умели лгать.
Мамонт фигурирует в юкагирских сказках. Недавно выяснилось, что на Медвежьих островах гиганты вымерли менее 4 тысяч лет назад, и значит, юкагиры действительно были с ними знакомы.
Юкагирский язык - изолят, у него нет родственников, что свидетельствует о запредельной древности народа. Самая уникальная особенность юкагиров - то, что у них была своя письменность. Их идеографическое письмо ни на что не похоже - ни на азбуку, ни на иероглифы, скорее, на узоры, которые, задумавшись, рисуешь на парте. Использовались они для писем - любовных и охотничьих.
Когда появились русские, шаманы приобрели иконки Николая-чудотворца и кадила с ладаном - и продолжали тихонько камлать. А потом пришли большевики и просто всех расстреляли. Поскольку никакой классовой борьбы среди таежных охотников организовать не удавалось, а раскулачивать кого-то было надо, то началась охота на шаманов. Коллективизация навела такой ужас, что рассказывать этнографам о шаманизме старики боялись до перестройки. Конечно, выбили не всех: отдельные шаманы кое-где встречались до 70-х.
Последним юкагирским шаманом был Николай Курилов, но передавать традицию детям он побоялся. - У моего брата Семена шаманский психоз наступал, обычно весной и осенью - рассказывает сын шамана, слепой старик Гаврил Курилов, - он мучился-мучился, скрывал, его лечили, он сердечником стал - и в конце концов стал книгу писать, только этим спасся... После того, как духовная основа народов была уничтожена, исчезновение культур стало делом времени.
СТОИТ ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
http://rusrep.ru/article/2013/12/18/yukagir