Уверенность в отношении принципа метода Великого Совершенства обретается с помощью "четырёх пониманий". Под принципом Великого Совершенства имеется в виду завершение накопления заслуг и мудрости, а также спонтанное проявление дхарм плода.
Каковы "четыре понимания"? Что означает каждое из них?
"Четыре понимания" следующие: понимание существования единой причины, понимание через природу букв, понимание через уполномочивание и прямое понимание.
Каково значение "понимания уникальной (или единой) причины"?
Все дхармы в абсолютном смысле никогда не имели начала, в силу чего между ними нет никакого различия, и даже на относительном уровне, поскольку им свойственно качество иллюзии, то нет какого бы то ни было различия между ними. Это их состояние нерожденности иллюзорно проявляется множественным образом наподобие отражения Луны в воде и имеет способность вступать в действие, но сама эта иллюзорная манифестация, не имеющая никакой собственной природы, никогда не рождалась. Таким образом, поскольку невозможно отделить абсолютное от относительного, ясно, что всё имеет единую причину.
Каково значение "понимания на основании природы букв"?
В отношении понимания через природу букв - поскольку все дхармы свободны от рождения, они суть А и потому имеют природу речи. Это нерожденное состояние проявляется в иллюзорной манере и имеет способность вступать в действие: таково О, природа Тела. Чистое сознание или ригпа, воспринимающее это состояние, есть иллюзорная мудрость, не имеющая ни центра, ни границ: это есть М, природа Ума. Так вам следует понимать (через природу букв А, О и М, образующих ОМ).
Каково значение "понимания посредством уполномочивания"?
В отношении понимания через уполномочивание - точно так же, как (растение) марена обладает способностью "уполномочивать" клочок белого хлопка, окрасив его в красный цвет, так постигается, что все дхармы могут быть уполномочены состоянием Просветления благодаря силе единой причины и природы букв.
Что означает "прямое понимание (или постижение)"?
В отношении прямого понимания - признание того, что все дхармы с самого начала есть состояние Просветления, фактически не противоречит ни Лунг, ни Меннаг. В любом случае мы говорим о "прямом понимании", когда, независимо лишь от наставлений Лунг и Меннаг, в глубинах нашего ума присутствует чистое осознавание (ригпа), и таким образом рождается уверенность.
В отношении уверенности касательно пути - само распознавание значения четырех пониманий есть путь йогина.
Оно, однако, не зиждется на чем-то, подобном ожиданию момента, в который плод проявится как результат практики, но есть непосредственное знание, ведущее к уверенности.
Истинное знание появляется тогда, когда мы используем переживание, чтобы достичь понимания. И когда мы открываем это и достигаем этого смысла - значит мы добыли реальный плод.
САРВА МАНГАЛАМ!