Две стадии высшей тантры (маха-йоги старых переводов и ануттара-тантры - новых) включают четыре момента - ньендруб намжи. Это стоит разобрать.
Обычно, когда говоришь с тантристами о приближении (сева) к божеству, то все понимают это как практику мантры, другие стадии - соответственно. Но это достаточно внешнее понимание, хотя в учебниках тантрческих дацанов говорится именно так. Меня в данном случае интересует точка зрения школы ньингма.
Итак, на стадии зарождения (кьерим) есть приближение и приближение вплотную, а на стадии завершения (дзогрим) есть завершение и великое завершение.
Что есть "приближение" (ньенпа)?
В тантрах Махайоги много говорится о bsNyen-sGrub rNam-bZhi (ньендруб намжи). Конечной целью bsNyen-sGrub rNam-bZhi является Дзогчен, и чтобы нам можно было понять это, Гуру Падмасамбхава говорит:
"Прежде всего, среди этих четырех, которые называются bsNyen-pa, значение bsNyen-pa является общим, когда говорят о bsNyen-pa в тантризме, люди тут же думают об этом, как о чтении мантр. Но истинное значение bsNyen-pa - это понимание Бодхичитты - того, что с самого начала все дхармы, все явления просветлены, так что на пути ничего не надо производить или улучшать - нужно просто понять этот принцип; в этом значение bsNyen-pa.
Каково подлинное значение "приближения вплотную" или nyewai nyenpa?
Буквально ньевэй ньенпа означает "подойти еще ближе". А когда в тантризме мы используем это выражение, Nye-ba'i bsNyen-pa, оно означает более сущностную мантру. Например, в случае Ваджрапани у нас есть мантра ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПХАТ. Она подобна bsNyen-pa. А когда мы произносим ХУМ ВАДЖРА ПХАТ, то это Nye-ba'i bsNyen-pa - еще более сущностная. Таков пример, когда слова эти соотносятся с мантрами. Однако Гуру Падмасамбхава объясняет, что истинное значение bsNyen-pa и Nye-ba'i bsNyen-pa - это не мантра, а понимание.
Понимание Nye-ba'i bsNyen-pa является пониманием того, что наше состояние и потенциальность - это божество. Например, если мы следуем такой тантрической практике, как Калачакра, у нас всегда есть представление, что Калачакра - манифестация индивидуума вне нас. Конечно, применительно к плану истории говорилось, что это - манифестация Будды Шакьямуни. Но здесь, говоря о божестве, мы должны понимать его как обозначающего наше собственное состояние, потому что все дхармы с самого начала просветлены. Таким образом, у нас есть эта потенциальность, это качество. Это - не нечто такое, что выстраивается посредством следования пути или посредством практики. Таков смысл и значение Nye-ba'i bsNyen-pa.
Каково подлинное значение "свершения" или друбпа?
Третье называется друбпа (sGrub-pa). Вообще, sGrub-pa - это применение чего-либо с целью обретения реализации: таково общее значение слова. Например, в тантризме существуют bsKyed-rim и rDzogs-rim, и все они выполняются с использованием ритуала - и поэтому, особенно, в Йогатантре они называются sGrub-pa. Но каково истинное значение слова sGrub-pa в данном случае?
"Завершение" - это визуализация матери и (включает) понимание, что из измерения Пространства, являющегося великой матерью (Юм ченмо), то же самое пространство манифестируется как четыре великие матери (элементов) Земли, Воды, Огня и Воздуха, что от начала - это есть мать, наделенная активной функцией (существования).
Все эти манифестации являются принципом Юм. Помните, что в термине "Яб-Юм" Юм представляет энергию (праджня) - измерение энергии как измерение пространства - и в этом измерении проявляются 4 элемента: вода, огонь, воздух и земля. Но истинное значение их всех - это наша собственная энергия; истинное значение sGrub-pa состоит в этом понимании.
Каково подлинное значение "великого завершения" или "друбпа ченпо"?
"Великое завершение" - это единство метода и праджни: в действительности, праджни пяти матерей (элементов) и методы пяти отцов (скандх, проявляющихся в качестве метода в форме отцов всех Будд), - изначально объединены без намерения.
Из их единства возникает бодхичитта, природа которой имеет способность к излучению мужских и женских форм божеств, значение которых - изначальное Просветление.
Последнее - это sGrub-pa Chenpo, полное достижение, истинное его значение - это наше понимание метода и мудрости. Эти два аспекта проявляются различными способами, но их истинное значение состоит в том, что оба они являются частью состояния лхун-друб (Lhun-Grub) - самосовершенства - они не являются чем-то вне этого состояния. В этом состоит истинное значение этих слов; и это - конец темы)).
САРВА МАНГАЛАМ!