Статуя Адзома Другпа работы Виктора Крачковского
В "Ясном Свете Пути к Освобождению" (написанном Adzam Drugpa) читаем:
"Вера, или преданность - один из семи драгоценных, или царских атрибутов; она также необходима, как колесо для повозки; она подобна драгоценному колесу. Вера - одно из семи основных сокровищ Бодхисаттв, она приносит как временное, так и окончательное благо, сообразно чьим-либо желаниям; она подобна драгоценному камню, являющемуся источником всех качеств; она подобна ногам, что позволяют нам идти по пути освобождения и всеведения; она подобна руке, что позволяет нам собрать все праведные дхармы"
Вера, или преданность, основополагающа для следования чистому Учению; более конкретно, она - сущность Прибежища. Важно иметь глубокую веру и преданность. В сутре утверждается: "Те, кто имеет веру и преданность, высоко ценятся Бодхисаттвами и реализованными существами, точно также, как высоко ценится хорошее поле".
Гуру Падмасамбхава сказал: "Тот, у кого есть преданность и всецелое доверие, получает уполномачивание (тантрическое посвящение). Практикующий получает уполномачивание сообразно степени веры, которая может быть высшей, средней или низшей. Невозможно получить уполномачивание, не имея веры".
Говоря более конкретно, те, кто практикуют стадии Развития и Завершения Ваджраяны и состояние Дзогчен без веры, разрушают возможность достижения. То же самое происходит, если присутствуют негативные причины, если кто-либо придерживается видения, противоположного принципам Учения, или же сомневается в самом Учении. Испытывающие интерес к Учению не должны отделять себя от него, им подобает иметь искреннюю веру; посредством этого они могут быстро достичь все уполномачивания и стяжать все приобретения достижения; такова основная причина, причина без заблуждения; вера подобна универсальному лечебному средству, что излечивает все зло.
В том же тексте читаем: "Все дхармы - вторичные причины и зависят от намерений". Вера - наиболее чистый тип намерения.
Устойчивая вера чрезвычайно необходима как основание пути. Можно различить три типа такой веры:
1. Вера с чистым умом. Чистый ум означает, что человек чувствует некоторые вибрации и это увеличивает веру.
2. Вера, связанная с желанием. Тогда она имеет довольно родственный оттенок. Например, можно сказать: “Я предан этому учению или этому мастеру, потому что он член моей семьи”, или мы можем сказать: “Я предан этому учению потому, что оно распространено в моей западной стране”. В подобных случаях это вера через желание.
3. Вера, означающая преданность через убеждение. Человек находит свое собственное убеждение и через это взращивается вера.
4. Вера что не колеблется. Первые три типа веры, о которых мы говорили могут измениться, например, вы можете чувствовать великие вибрации и великую веру в один день, но на следующий вы встретите вторичные причины и вера изменится, но последний тип веры может характерно возрастать через следование учению Дзогчен, которое через индивидуальный опыт и знания увеличивает преданность и веру. Так вы рассмотрели эти четыре типа веры. Первые два типа могут быть очень легко изменены из-за вторичных причин. Последние два типа более интересны и следует попытаться иметь эти две. Практически же четвертый тип самый лучший.