Диалог между Кармаваджрой, наставником школы Ньингма Лхобрагом Кхенченом, и Бодхисаттвой Ваджрапани, имевший место в присутствии Чже Цонкапы в Лхобраге в 1396 году.
Это один из мох любимых текстов наставлений. Хочу привести кое-что...
...Затем, не являя Своего тела, Своим непоколебимым голосом Он изрек:
•Кармаваджра! Эти сокровенные слова, которые изрекаю я, Ваджрадхара, есть мысль Отца Самантабхадры, речь, идущая от сердца Матери Самантабхадри! Дабы обрести высшее исцеление, величайшую из всех колесниц, ищи ясный свет самого ума (sems-nyid od-gsal)!»
Я, Кармаваджра, спросил: «Что есть в действительности ясный свет?»
Он ответил: «Кармаваджра! Ясный свет (разъясняется посредством) трех: сущности (ngo-bo), природы (rang-bzhin) и сострадания (thugs-rje)».
Кармаваджра спросил: «Можно ли совершить ошибку во время медитации на ясный свет? Или нет?»
Он сказал: «Твой вопрос необычайно хорош! Того, кто не достиг понимания, подстерегают ошибки. Характер ошибки в отношении сущности таков: в целом, то, что мы называем «сущностью», есть изначально чистая пустота естественного состояния внутреннего самоосознавания (rang-gi rig-pa), свободная от воздействия внешнего многосложного сознания (shes-pa bcos-lhad), в которой нет ничего (внутренне) установленного. Когда человек пытается созерцать пустоту как таковую (strong-pa nyid), а не сосредотачивается лишь на этом отсутствии свойств, он совершает ошибку отрицания (истинной) пустоты, поскольку продолжает цепляться умом за пустоту (как за объект).
...Осознавание (rig-pa), которое есть самосияние пустоты (strong-pai rang-mdangs) проявляется как (божественное) тело (sku) и мудрость (ye-shes). В теле нет (самосущих) лица и рук. В мудрости нет (самосущих) цвета и признаков. Все это лишь самопроявление сияния пустоты, единства ясного света и пустоты (gsal-stong dbyer-med). Тог же, кто не понимает неделимого взаимопроникающего единства ясности и пустоты (gsal-stong zung-'jug), ошибочно принимает осознавание за проявление (snag-ba). Признаком этой ошибки служит то, что все учения Дхармы воспринимаются раздельно (т.е. не связанными друг с другом).
...Есть также ошибки в отношении сострадания. Характер ошибки таков: концептуальная мысль (rnam.rtog), возникающая как одна из многих, а не в качестве лучезарного по природе ясного пустотного осознавания, каким бы путем она ни возникала, никогда не превзойдет осознавание-пустотность (rig-stong). Человек, который этого не понимает, ошибочно принимает осознавание за пустоту. Признаком этой ошибки служит его чрезмерное увлечение деяниями тела, речи и ума в этой жизни.