Решил, надо записать мыслишку))...
Почему в тантре масса идамов в соитии "отец-мать" (яб-юм), а Защитники нет? Есть изображения парных божеств-дхармапал, например, Шива и Парвати, Каларупа и Чамунди:
Шива и Парвати
Шива и Парвати (Лхачен Марнак яб-юм)
Каларупа и Чамунди
Так вот, смысл союза яб-юм в том, что он символизирует постижение вместерождённого блаженства и пустотности, или метода и мудрости. Это присуще только йидамам и только в ануттара-тантрах, где практикующий созерцает себя как йидама. Имея, как говорил покойный гелукпинский Учитель Калачакры Кирти Ценшаб, в своём сознании одновременно, параллельно два познающих потока активности - блаженства и пустоты. Имеется в виду не обычное блаженство, а ваджра махасукха. Это черта только высших тантр. Для этого обязательно нужно созерцать себя в виде божества.
Что же касается Защтников, то практикующий никогда не созерцает себя в их образе. Он обращается к ним, визуализируя их перед собой. Исключением может показаться Махакала, но тут нужно знать, что Он может предстать и как йидам, и как Дхармапала. Но... В случае, когда Он йидам, мы превращаемся в Него, а когда Он визуализируется как Защитник, то то это делается в стиле внешних тантр. Поэтому существуют тханки Махакалы в союзе яб-юм, и это образ йидама, а есть тханки его как Защитника, и там он в одиночестве. Это стоит понимать.
Вот Махакала как йидам:
А это Махакала как Защитник:
Бонус:
Лха Ченпо и Умадэви. Чтоб было понятно, что Они не шутят)).