О пересечении практических традиций суфиев и ваджраяны

Feb 27, 2014 05:30

Понимание различий между южными суфиями, с их доктриной любви к Богу и единения с Богом, и северными суфиями, с их доктриной освобождения от себя, весьма важно для понимания гурджиевского учения. На мой взгляд вполне очевидно, что на северных суфиев значительное влияние оказала буддийская концепция освобождения от мира обличий. Северные суфии поддерживали тесные контакты с буддийскими школами Тибета и Синцзяна и привнесли в свое мусульманское мировоззрение исконно буддийскую концепцию достижения абсолютной индивидуальной свободы через отказ от себя.

Эта концепция в корне отличается от всего, что можно обнаружить в мистической литературе арабских и даже индийских суфиев. Ходжаган придерживался пути полного и окончательного освобождения. В школах Ходжагана использовались духовные упражнения, заимствованные из буддийских и тантрических источников, но они оставались при этом правоверными мусульманами, вполне ортодоксальными с точки зрения внешнего мира. Я также думаю, что на Ходжаган значительное влияние оказала Несторианская Церковь, чьи унитарные представления о Боге были вполне приемлемы для мусульман. На так называемых несториан в свою очередь повлияли буддийские и даже шаманские верования, корни которых уходят в древнюю культуру Великого Духа (тэнгрианство - прим. Нандзед Дордже).

Дж.Беннет

Вот пример пересечения тантризма ваджраяны (впрочем, и тантр хинду) с системой суфиев.

Сердце «есть тонкий орган, отражающий сияние сущностей и реальностей, вокруг него находящихся. Цвет каждой сущности воспроизводится тонким органом (латифа), к которой он обращён, подобно тому, как реальные формы отражаются в зеркалах или в совершенно чистой воде...

Обычно считается, что в теле человека есть только один центр сознания - ум или мозг. Но Суфии предыдущих поколений посредством духовных практик открыли дополнительные центры тонкого восприятия, или внутренние органы чувств, названные латаиф (в ед. ч. латифа). Впоследствии, благодаря интуитивному прозрению (кашф), ими было обнаружено, что существует десять таких латаиф.

Истоки латаиф отражают происхождение самой вселенной. Согласно индийскому наставнику, к которому восходит орден Муджадиди, шейху Ахмаду Фаруки Сирхинди (да пребудет с ним милость Божия), Бог сотворил вселенную с два этапа. Сначала проявился алям аль-‘амр (мир Божьего повеления), тотчас возникнув когда Бог повелел «Будь!». Затем Бог создал алям аль-хальк (мир творения) через длительный процесс эволюции. После алям аль-хальк Бог создал человека. Бог одарил это новое создание особыми внутренними качествами, «точками света», латаиф. Пять латаиф - нафс (личность), бад (воздух), нар (огонь), ма’ (вода) и хак (земля) - были частью мира творения. Другие пять - кальб (сердце), рух (дух), сирр (секрет, тайна), хафи (сокровенное) и ахфа (самое сокровенное) - были частью мира Божего повеления.

В условиях суфийских школ между учителем и учеником поддерживается особая связь, которая включает использование техники, называемой «таджали» (озарение). Таджали оказывает воздействие на каждого человека, но к правильному ее восприятию способны немногие. В процессе активизации латаиф ученик должен прежде всего определить влияние бесчисленных проявлений души на его личность. Ученик начинает понимать, что ему необходимо работать над своей личностью, в этом ему активно помогает учитель, так как долго и слишком глубоко сосредотачиваться на проблеме личности нельзя. Прежде чем приступать к упражнениям, способствующим активизации латаиф, ученик должен был добиться в большей или меньшей степени равновесия.
Previous post Next post
Up