Просматривая в День Защитника различные материалы, решил повторить. Я периодически возвращаю внимание к тем или иным божествам ваджраяны. Это может быть связано с общими астрологическими обстоятельствами, моими личными условиями или некоторыми новыми мыслями. Так на днях я услышал эту мысль, что зелёная голова коня-ветра над головой Хаягривы - это символ очень быстрого прохождения пути, "минуя этапы", как писал лама Картар. Особенно это касается его формы Хаягрива Тайного Осуществления (Дамдин Сангдуб).
Могу напомнить сказанное в "Лама Забдон": "Все йогины и йогини, владеющие мантрами, связанными с различными искусными действиями и укрощающими болезни, эпидемии и вредоносные влияния, мучающие существ в век упадка, должны прежде всего практиковать повторение мантры одного из трёх гневных божеств правильным образом". Эти три - гневное проявление Манджушри (Ямантака), Авалокитешвары (Хаягрива) и Ваджрапани.
Хаягрива как гневное тантрическое божество принадлежит к семейству Падма. В крия-тантрах он покровитель семьи Падма. Ему поклоняются во всех традициях и школах тибетского буддизма, он практикуется и проявляется во многих формах. Обычно - красный, он легко узнаваем по зеленой лошадиной голове над собой. Собственно, так и переводится его имя - Лошадиная Шея. Есть также черные проявления, например, в коллекции Ринчен Гьятса, вот черная фигура Хаягривы, чья традиция восходит к индийскому махасиддхе Дава Гьялцену.
В крия-тантре мы находим его как двурукого защитника, красного, как в традиции Атиша, или в качестве комбинированного представления Ваджрапани-Хаягривы-Гаруды, где все три божества показаны один над другим и призваны преодолевать все препятствия тела, речи и ума.
Хаягрива в ануттарайога-тантре
В ануттарайога-тантре есть много явлений, с несколькими головами и руками, даже с крыльями, в союзе с юм, с большим количеством сопровождающих божеств, но есть и форма сахаджа, т.е. с одним лицом и двумя руками.
В качестве защитника мы находим его в различных группах - среди божеств мандалы тела Чакрасамвары или в окружении Ямантаки. Как член семьи Падма Хаягрива связан, в основном, с Амитабхой, но также и с богиней Kурукулле и Ваджраварахи.
Хаягрива тайной реализации
Однажды, в год Дерева-Лошади, некий мастер ваджаряны Вонтон Кьергангпа Чокьи Сенге, родившийся в 1154 году Дерева-Собаки, будучи в длительном затворничестве, в видении попал в Одияну и встретил там Гуру Падмасамбхаву. Мастер Вонтон спросил Гуру Ринпоче, кто является защитным божеством Тибета против препятствий со стороны восьми групп богов и ракшасов и групп бхута и гьялпо. Сразу же Гуру Ринпоче превратился в Хаягриву тайной реализации (Дамдин Сангдруб), его три лошадиные головы издали тройное ржание, после чего там явились и собрались мамо и дакини. Тогда мастеру Вонтону Гуру Ринпоче передал это посвящение.
Гуру Ринпоче сказал: у меня есть более 108 тантр Хаягривы, из этой коллекции текст Дамдин Сангдруб скрыт как терма в Ньемо. Некий тантрист открыл его, нужно идти к нему, он даст все инструкции и все препятствия можно преодолеть. Мастер Вонтон сделал, как ему было сказано, посещал мастера Гонгрипа Гья и получил от него все.
Опять пришел во сне мастер Вонтон в Одияну, где снова встретил Гуру Ринпоче, который дал ему три раза садхану божества и сказал: Гья Гонгрипа дал вам мандалы Хаягривы без инструкций, нужно в очередной раз пойти в Ньемо.
В конечном итоге, Вонтон Кьергангпа Чокьи Сенге, практикуя Хаягриву, лечил сотни больных и страдающих от бхута и гьялпо. Он передал эти инструкции своему ученику Ньентон Баба Налджор и далее, поэтому эта передача дошла до наших времён. Мастер Вонтон дожил до 1217 года.
Препятствия
Препятствия возникают во всех областях и в сердцах многих людей. Они на самых разных уровнях мешают нам познавать высшую реальность явлений. Сила Хаягривы контролирует массу энергий различных вредящих нам по естеству существ.
Несколько лет назад я читал о сиддхах от практики Хаягривы у некоего ламы Еше в монастыре Ньягронг в оккупированном Тибете. Это рассказ канадского учёного Марка де Жардена. Он даже представлял убедительные фотографии ламы, исполнявшего ритуал агни-стамбхана с мантрой Хаягривы. Ради удаления стойких болезней, затронувших некоторых садхаков монастыря, лама, проведя традиционную хому (жинсрег - тиб.), отправился на монастырскую кухню. Там с помощью мехов был раздут сильный огонь. Всё окружили мандалой, что рисуется с помощью цветного порошка. На одной плите был котел с кипящим зельем. Лама сел возле печки и начал бормотать коренную мантру Хаягривы. Уттара-садхака (помощник в ритуале) поднял щипцами раскаленный камень и положил его на открытую ладонь ламы. Затем тот покрутил раскаленный камень над головами больных и бросил его в зелье в котле. Это повторялось пять раз. Тогда он опустил ветку можжевельника в котел и окропил каждого из присутствующих садхаков. Поразительно, но на руках ламы не обнаружили никаких признаков ожога.
Кстати, хотя обычно в ньингма даются садханы Хаягривы в союзе с его йогини Маричи или Ваджраварахи, этот ритуал, как сообщили де Жардену, пришёл из системы Бон. Я помню, что Намкай Норбу Ринпоче часто повторял, что целые тома мантр действия Хаягривы (так называемый цикл Цо) пришли в ньингма из Бон.
В истории буддийских тантр упоминания о гневных аспектах Хаягривы мы встречаем в текстах переводов, сделанных известным китайским ачарьей И-сином. Также известен список дхарани Самграха, собранный ачарьей Атигуптой во время обучения в Китае. 6-я глава дхарани Атигупты в значительной степени посвящена Хаягриве. Вот, например, мантра Хаягривы дается так: НАМО АВИДЬя-БХАКШАКаЯ ГРАСА ГРАСА ВАПА ВАПА СПХУТА СПХУТА ГРАСА ХАЯГРИВаЯ СВаХа. МАХаБАЛаЯ САРВА ДЖНяНА-НЕТРЕ СВаХа |
Один текст переводится как "Методы (упая) и правила (видхи) для заклинания (mantrANi) и предложения (Ahuti) для осуществления проявления (AviShkaraNa) Махакродха-раджи Арья Хаягривы". Параллельно садханы Хаягривы были обнаружены в гилгитских рукописях. Там описан ритуал вселения праны божества (авишкара-пранапратиштха) в статую из сандалового дерева в окружении Ваджрапани, Локешвары и Авалокитешвары. В гилгитской рукописи мантра Хаягривы формулируется как уничтожающая соперника абхичарика-мантра (пара-видья самбхакшана).
Вместе со всем этим можно предположить, что в период около 500-700 н.э. в Индии поклонение Хаягривы имело большое распространение вместе с несколькими другими божествами, такими, как Нилакантха Рудра, о чем говорят и китайские тексты.
И напоследок одна из мантр, по составу которой учёные делают вывод о связи бонских мантр и мантр хинду: ВСАУХ ОМ ВАДЖРА РАКША КРОДХА РАВА РАВА ХАЯГРИВА ХУМ ПхАТ!
САРВА МАНГАЛАМ!