Всегда интересно понять процесс проявления Я - Атманом. Если помнить, что Падмасамбхава упоминал и "атман" в ряду терминов, относимых к природе ума.
Атман "организует" такую функцию как "Я", ахамкара, именно во времена преобладания негативной кармы.
Можно говорить, что именно нарушение равновесия служит непосредственной причиной явления иллюзии "Я". А можно говорить о "Я" как "реакции" Атмана на нарушение равновесия.
Это же можно рассматиривать и как безличное действие, и как надперсональное, соотнесённое с персональным бытиём. Удивительно.
Для меня важен именно момент скольжения от одной точки зрения к другой.
Но как только вы остановитесь на одной из них, вы - как мне кажется - уже в чём-то теряете свободу и верность понимания.
Стремление укрепиться, обездвижиться есть отголосок вневременного взгляда, его проекция, но в то же время - на своём уровне - это максимальная ошибка, плод желания иметь гарантию "правильности" взгляда на мир, восприятие тотальности движения как лжи релятивизма и неосновательности. Ошибка наиболее ярко проявляется в действии. И лишь объединение ума с движением мира позволит нам и верно видеть, и одновременно - верно действовать. И всегда помнить - это только на нашем уровне понимания движение связано с понуждением, преодолением "сопротивления материалов", поправками на трение, а там, выше, движение не имеет такой натужности - чем тоньше, тем легче. Пока лёгкость не перейдёт в неощутимость бессмертия. Вот почему человеку так трудно находиться в полной тьме преддостижения материнского ясного света.