Падмасамбхава, Н.К.Рерих
"И в самом деле, если мы согласны признать, что живая пульсация божественных энергий имеет нечто общее с вибрацией, о которой твердили ранние ведантисты, кажется вполне естественным и следующий шаг, когда мы решаемся уподобить (или даже отождествить) эту энергию любви с той энергией, что внутренне присуща Речи, иначе говоря, с её способностью "именовать" или "призывать".
"Согласно теологической доктрине, берущей своё начало в учении византийских исихастов, человек может реально участвовать в общем плане Бога только в том случае, если он готов прибегать к тем же силам, к тем же энергиям. А самой мощной из этих сил остаётся сила речи, способность проявлять новые смыслы и создавать мир как бы вместе с Богом, в едином порыве напряжённого эстетического творчества".
"...эстетическое наслаждение бывает вызвано не столько поэтическими словами, сколько удалением препятствий слепящей тьмы, порождённой путанным неведением. В надмирном блаженстве, которое наступает таким образом и иначе зовётся "сладостью", главным передаваемым смыслом будет смысл косвенный. И как только это косвенный смысл передаётся, "раса" становится способной порождать наслаждение. Ибо само "наслаждение" есть ничто иное, как дрожь изумления и радости, берущая начало в эстетической страсти... Мы согласны, что эстетическое наслаждение сродни радости от [узнавания себя как] высшего Брахмана".
Из книги Н.В. Исаевой "Слово, творящее мир". Мысли автора и цитаты из Абхинавагупты