Так в чём же различие? Почему Самантабхадра не стал таким, как мы? И почему мы вместо этого пребываем в сансаре? Что мы сделали неправильно?
Как я уже объяснял, как только мы видим, например, свет, мы не замечаем, что свет - это наше собственное состояние, наше качество
, мы немедленно воспринимаем его как объект, а как только мы воспринимаем объект, мы автоматически утверждаем субъект. Как только мы вступили в концепцию субъекта и объекта, мы пребываем дуалистическом состоянии, мы уже в сансаре. Поэтому в практике мы обычно говорим об интеграции, об интеграции, которая противоположна дуализму, и даже если нам не удается выполнить ее сразу мы, по крайней мере, стараемся понять.
У нас есть наши потенциальности и качества, как у зеркала, которое, чтобы оно называлась зеркалом, должно иметь способность отражать. Любой объект проявляется, когда он находится перед зеркалом.
Это не погрешность или ошибка, это - качество; если бы зеркало его не имело, что это было бы за зеркало?
Подобным образом мы имеем аспект, называемый гъюва ('gyu ba) или движение. Почему в уме присутствует движение? Потому, что мы имеем качество энергии. Но не в этом изъян. Ошибка кроется в факте, что, как только есть некоторое движение, мы тут же отвлекаемся и выпадаем в дуализм субъекта и объекта: это большая ошибка. Самантабхадра не сделал такой ошибки, в этом вся разница.
Намкай Норбу Ринпоче, Учение Семдэ Содогпы Гьялцена