Чтение и переживание

Dec 13, 2013 19:02

Прочёл последнюю большую прозу Битова - "Последний из оглашенных". Это просто растянутый невероятно один диалог. Такое ощущение, что печатали это только из уважения к заслугам автора.

Взялся за Добычина, но через страниц двадцать понял, что весь этот "хороший язык" абсолютно ни для чего, повествование горизонтально и без направленья (которое обычно рождает мысль), то есть попросту плоско.

Начал было читать стихи хвалимой многими Ватутиной. Чуда нет. Много чего-то "мясного", приземлённого, а музыки открытия нет.

Что до тронутых и нервных верлибристов, то скажу лишь одно - для искусства они недостаточно лаконичны. А попробуй они сократить свои "моря разливанные", обнаружится, что нечего сказать им кратко. Некоторые называют это недоброкачественным смыслом. "Цель не в том, чтобы быть лаконичным (то есть сократить означающее, не уменьшая объема означаемого), но, напротив, - в том, чтобы, воздействуя на само основание смысла, убедиться, что этот смысл не растекается, не замыкается в себе, не упрощается, не отрывается и не расплывается в бесконечности метафор".

Всё к тому, что, как говорят, писать хорошо вроде научились, но пишут неинтересное. Никто не прыгнет выше головы, никто не достигает внезапности для самого себя, даже если значителен и благороден. А кто бывает внезапен (как Кабанов), тот не значителен и не благороден и скатывается в клоунаду.

Хочется вспомнить принципы хайку, которые сделал каноном Мацуо Басё. Они мне как утешенье:

Ваби (осознание бренности и одиночества человека во вселенной), саби (патина времени, ощущение изначально печальной причастности к всемирным метаморфозам), сибуми (терпкая горечь бытия), сиори (состояние духовной сосредоточенности, нео6ходимое для постижения глубинного смысла явлений), хосоми (утонченность чувств), каруми (легкость, прозрачность и доступность), фуга-но макото (истинность прекрасного) и фуэки рюко (ощущение вечного в текущем).

Я с каждым днём всё лучше понимаю, что именно в этом нахожу понимание меня самого, а отнюдь не в том, что происходит с пишущими россиянами.
Previous post Next post
Up