...в созерцании не следует сразу стремиться к ясному воспроизведению образа. Это может вызвать в дальнейшем большое препятствие. Следует просто сформировать само представление об образе, а затем прорабатывать его в деталях. Тогда ясность придёт сама по себе через практику. Таким образом, чтобы избежать препятствий, не следует в начале практики добиваться ясности.
...То, что исходит от Ямантаки (и называется Джняна Дхармакая, «Дух Ямантаки») и наши собственные наитончайшие сознание и энергия, соединяясь вместе, подобно тому как соединяются молоко и вода, дают возможность исчезнуть зависимым совокупностям (скандхам), с которыми мы себя отождествляем в обыденном состоянии.
Геше Джамьянг Кхьенце
Целью стадии развития (кьерим - Нандзед) является, прежде всего, разрыв всех связей с обычным миром явлений и разрыв всех привязанностей к нему.
Для этого созерцается пустота и отсутствие веры в "я". Поэтому, если человек не обладает различающей способностью понимания несуществования ума, что дает возможность пресечь органическую силу веры в "я", то он не будет в состоянии освободиться от сансары, даже если бы была остановлена энергия силы подвижности (rlung).
Вера в "я" и в "это" не является эмоциональным явлением вроде клеш (nуоn mongs). Она представляет собой умственное построение под влиянием неведения, или процесс явления вследствие неведения, в то время как фактически нет ничего, что бы явилось. Что касается эмоционально окрашенных реакций под названием клеша, они являются как бы агентами, которые приносят внешнее зло и возбуждают его изнутри. Их сила есть власть. Под влиянием этих мыслей человек становится жертвой клеш - эмоций, известных как пять ядов, и тем самым погружается в кармическую деятельность и многообразие форм страдания.
Клеши необходимо полностью победить, что достигается через знание, интуитивно постигающее реальность как таковую. Учитель, который открывает ученику такую возможность понять её, сам является этой реальностью. Тантрийский учитель - видимая форма подлинной реальности человека, которая не подвержена никакому определению. Когда индивид не понимает и не хочет понять этого положения и размышляет об учителе в обычном плане, он подчинен страданиям сансары, так же как, воспринимая учителя источником своего бытия, он находится вне страдания. Постоянное ощущение источника своего бытия - одно из определений настоящего учителя.
Практика созерцания пустоты, мгновенное понимание того факта, что ничто не существует в действительности, которая своей иллюзорностью постоянно мешает свободной активности духовного в человеке, должна наличествовать при каждом шаге на стадии развития.
Бидия Дандарон
Если кто-либо, кто желает наслаждаться обедом на другой стороне реки, не может это исполнить, потому что ему мешает река, он может сесть в лодку и переехать на другую сторону. Аналогично, если кто-либо хочет наслаждаться богатствами стадии завершения и не может этого сделать, потому что он отрезан рекой обычного мира явлений и влечения к нему, он может ступить в ладью стадии развития и перейти на другой берег, где обычный мир явлений и привязанности к нему остаются позади.
Чже Цонкапа