Лао-цзы сам говорил об этом следующее: «Я не знаю ее названия и потому называю путем. Неохотно я называю ее бесконечностью. Бесконечность - это течение, течение - это то, что исчезает. А то, что исчезает, может возвратиться».
Путь отделяется от себя самого, подобно дракону. Он изменчив, как облака. Путь - это настроение Вселенной. Он пролегает в совершенстве обратной стороны нефрита. Я заглянул туда и познал декоративность мира. Двигаться можно только в свободном пространстве. Даже если всё время проводишь дома. Но никак не в его стенах и крыше. Это Нешёлковый путь. Мы слышим недоговорённое.
Былые воспоминания возвращаются к нам иными, чтобы стать заметными нам. Так голос ангела уводит нас в полдень к зениту. Он становится всё менее слышным, и мы тянемся за ним, выходя за пределы форм. Если это действительно неохватно, то его нельзя и схватить. Даже коснуться, как касается монах скалы - шёлковой полою платья один раз за всю эпоху. Нельзя почуять это, обогнать или оставить. Можно только быть. Освобождённый движется в ритме вещей, нисколько не скован. Потому что сковывают нас не вещи, а мы. Иккю Содзюн поскользнулся и упал в грязную лужу. Он свободен быть неискусным.
Борющиеся художники - усталые души. Лишь тот, кто жил с красотой, может умереть красиво. Войди в непознанное с улыбкой на лице.
Оленные камни, Монголия
Всё это написано по мотивам великой жизни Окакуро Теншин. Впоследствии он стал известен как Окакуро Какузо. Он родился 14 февраля 1863 года в Фукуи и всю свою жизнь посвятил делу продвижения в мире японского искусства. Переехав с родителями в Йокохаму, где он окончил школу, Окакуро поступил в Токийский императорский университет. В 1890 году он стал одним из основателей Японской академии искусств, а через год - ее главой, которую позже был вынужден покинуть в результате интриг. В 1904 году Окакуро был приглашен в Бостонский музей искусств (США), где в 1910 году он возглавил Азиатский художественный отдел.
Окакуро Какузо был высокообразованным специалистом. Он исследовал традиционное искусство Японии, путешествовал по Китаю, Индии, Европе и США. Все свои основные работы он писал по-английски, показывая западному миру образ Японии как непосредственного носителя идеалов и культуры Дальнего Востока.
В книге «Идеалы Востока» (1904), изданной накануне Русско-японской войны, Окакуро говорит о единодушии народов Азии в своем восприятии оскорбления, нанесенного Западом, который колонизировал ее и стал виновником ее отставания в области индустрии. Это было ранним выражением паназиатской политической линии. Позже Окакуро был вынужден возражать против попыток Японии догнать Запад в индустриальном отношении в ущерб другим азиатским странам.
Какузо скончался 2 сентября 1913 года, прожив чуть более пятидесяти лет. Его творчество имело воздействие на ряд важных фигур мировой культуры, в числе которых немецкий философ Мартин Хайдеггер, американский поэт Эзра Лумис Паунд, индийский писатель Рабиндранат Тагор и американский деятель искусств Изабелла Стюарт Гарднер (последние двое были близкими друзьями Какузо).