Истребление боли. Ложь цивилизации

Oct 07, 2013 21:30

"Когда космополитная медицинская цивилизация колонизирует любую традиционную культуру, она изменяет переживание боли.

1 Один и тот же вид нервной стимуляции, назовем его «ощущение боли», приводит к явно различному переживанию, которое будет зависеть не только от характера человека, но и от культуры. Это переживание, отличное от самого ощущения боли, подразумевает исключительно человеческое поведение, которое называется страдание.

2 Однако, медицинская цивилизация склонна превращать боль в технический вопрос, тем самым лишая страдание характерного для него личного смысла.

3 Люди разучиваются принимать страдание как неизбежную часть своей сознательной способности справляться с действительностью и учаться истолковывать любую боль как признак того, что их нужно холить и лелеять. Сталкиваясь с болью, расстройством и смертью, традиционные культуры рассматривают их как задачу, которая требует решения со стороны человека в состоянии стресса; медицинская цивилизация превращает боль и смерть в требования, которые люди выдвигают к экономике, в проблемы, которые можно решить или произвести искоренение проблемы.

4. Культуры - системы значений, космополитная цивилизация - система технических приемов. Культура делает боль терпимой путем ее интеграции в значимую ситуацию, ситуацию, которая имеет смысл; космополитная цивилизация отделяет боль от субъективного или межсубъектного контекста, чтобы уничтожить ее. Культура делает боль терпимой, т.к. рассматривает ее как необходимость; невыносима лишь та боль, которая кажется излечимой. Несметное количество добродетельных качеств выражают разные аспекты мужества, которое традиционно позволяло людям распознать болезненные ощущения как брошенный вызов и, соответственно, формировать свои переживания. Терпение, выдержка, мужество, обреченность, самообладание, выносливость и смиренность показывают спектр разнообразных реакций на то, как люди встречают боль, преображают ее в страдание, и как они переживают боль.

5 Долг, любовь, восхищение, режим, молитва и сострадание помогали переживать боль с достоинством. В традиционных культурах каждый был ответственен за свое поведение во время горя или после пережитой физической травмы.

6 Боль рассматривалась как неизбежная часть субъективной реалии своего тела, в которой каждый находится постоянно, и которая постоянно формируется под влиянием сознательной реакции на нее.

7 Люди знали, что им надо самим исцелять себя, самим справляться со своей мигренью, хромотой или горем.

8 Боль, которая причинялась людям, ограничивала издевательства человека над человеком. Эксплуатирующее меньшинство продавало алкоголь и проповедовало религию для того, чтобы притупить своих жертв; рабы пристрастились к блюзу и жеванию коки. Но наступал тот переломный момент эксплуатации, когда традиционные экономики, построенные не ресурсах человеческого тела, приходили в упадок. Любое общество, в котором причиняемые лишения и страдания становились «нестерпимыми» для данной культуры, не могло существовать дальше.

Сегодня все большая часть всех проявлений боли создается руками человека. Это побочный эффект стратегии для развития промышленности. Боль перестала быть «естественным» или «метафизическим» злом. Боль стала социальным бедствием. Для того, чтобы не дать «массам» быть бедствием для общества, когда они мучаются от боли, индустриальная система поставляет им медицинские обезболивающие. Таким образом боль превращается в спрос на все больше лекарств, больниц, медицинских услуг, и другую продукцию обезличенной коропоративной заботы, а также выливается в политическую поддержку дальнейшему росту корпораций, не взирая на человеческие, социальные и экономические затраты. Боль стала политической проблемой, которая породила растущий как снежный ком спрос самими потребителями анестезии на искуственно вызванную бесчувственность, неосознанность и даже бессознательность.

9 Традиционные культуры и технологические цивилизации исходят от противоположных предпосылок. В каждой традиционной культуре психотерапия, система верований и средства, которые нужны для того, чтобы выдержать самую сильную боль, встроены в каждодневное поведение и отображают убеждение о суровой действительности и неизбежности смерти.

В антиутопии 20 века необходимость переносить мучительную действительность внутри или вокруг истолковывается как провал социо-экономической системы. Боль рассматривается как экстренные чрезвычайные обстоятельства, с которыми надо справляться при помощи чрезвычайных мер".

"Границы медицины. Медицинская Немезида", Иллич.
Глава "Истребление боли"

http://natashav.livejournal.com

цивилизация, кризис, боль, Традиция, культура, человечество

Previous post Next post
Up