Махасиддх Джокипа, обретший реализацию,
путешествуя по тантрийским питхам.
Всё-таки нас сильно подводит наша прошивка белых людей. С детским садом, средней школой, каким-то дальнейшим вузом, в крайнем случае, самообразованием. Нашими регламентами, карьерами, эффективностью и конформизмом. Мы получаем посвящение ваджраяны, и тут... нас подводят наши способности. Наши, возможно, довольно высокие способности. Они высокие, но стандартные, и потому делают нашу ситуацию стандартной. Примерно такой же, как у всех наших ваджрных братьев. Потому что мы плоды общества худо-бедно, но стандартов. Их так много, этих установлений, что они довольно сильно нивелируют нашу жизнь. Это мало нами осознаётся, пока мы в общей каше.
Почему это нас подводит, когда мы начинаем практиковать?
Дело в том, что для настоящей практики нам требуется понимать себя. Именно свою, индивидуальную ситуацию. И вот тут и начинаются проблемы. Человек в обществе учится сначала понимать себя, наблюдая за другими. Поэтому мы социальны, а не наоборот. Мы сделаны из людей - генетически и воспитательно, с точки зрения зарождения в нас определённого типа понимания действительности. Именно поэтому, когда очень многое в обществе нормировано и контролируется как таковое, наше понимание, когда мы его формируем из наблюдений за другими, совершенно унифицировано. А значит, утрировано, упрощено. А это значит, что наше понимание себя в силу того, как мы созданы, слеплены в этом мире, очень приблизительно. И в определённых обстоятельствах (не дай Бог, но это случается регулярно:)) эта неточность становится роковой. Однажды проблемы накапливаются и дают уже системный сбой, и мы вынуждены признать, что мы не понимаем себя. А тут ваджраяна, посвящения, все дела)))...
Махасиддх Самудра
Мы ведь зачем лезем в эту кашу с тибетским буддизмом? Если мы идём от кризиса, то наши желания просты и важны: мы хотим всё ясно понимать, мы хотим что-то сделать с нашей болью. Мы смутно говорим про какое-то развитие. Но что за этим всем стоит в нас? Мы знаем? Отдаём ли мы себе отчёт в этом, когда получаем, например, первый в жизни ванг? А ведь это путь без возврата, если ты взял и принял обеты. А за нашим совершенно неясным представлением о своём развитии часто стоит просто желание контролировать жизнь - свою и, может быть, даже не только свою)). И мы мало что не осознаём это, мы совершенно не представляем, через что именно нам нужно пройти и чему научиться для этого.
В итоге, в процессе переделки, ломки, переплавки, перековки себя, возможно, вообще неудачной, катастрофической, потому что вдруг на середине пути вы поймёте, что не знали на самом деле, зачем лезли сюда, в эту тантру)), вы можете попасть в этакий офсайд. Жизнь разрушена в процессе боя)), вы стоите посреди руин, и вдруг понимаете, что вы ничего не хотите. В смысле, у вас нет планов в жизни, как у всех нормальных людей вокруг вас. Вы асоциальны, хотя и не удалялись от общества. Вы по-прежнему в его механизмах, но у вас нет мотиваций для обычной социальной жизни.
Махасиддх Медхинапа
Это как разучиться дышать. Раньше это было просто, потому что автоматично - за вас думало тело. А потом вы вдруг (с какого-то рожна!) решили, что хотите разобраться в механизме дыхания. Вроде как есть некая новая возможность жить, если овладеть дыханием. Вы разбираетесь, но в результате тело перестаёт дышать автоматически и теперь вам нужно делать это самому, за него, потому что тело - не вы)). Так и с социальностью. По сути, вы неосознанно совершили ряд действий, на которые идут только сознательные люди)). И вот теперь вы еле стоите на ногах, а ситуация требует от вас, чтобы вы дышали сами, то есть всегда бодрствовали - потому что, если вы уснёте, вы умрёте)). Никто не будет за вас дышать - тело разучилось это делать, вы взяли бразды правления в свои руки, повели на время себя как король. Но нельзя быть королём на время. Право крови не сдаётся в аренду на пару лет. А король-то голый!))
Да, может быть вы продвинулись куда-то там в своей практике. В процессе разрушения жизни выделяется много энергии, некогда затраченной на её создание и скрепление. И что-то из этого вам удалось использовать для продвижения в практике. Но горе вам, если вы не обрели за это время отречения, хотя бы отчасти; видения иллюзий человека именно как иллюзий, не принимая их за что-то другое; и естественное принятие такого положения дел, что миру больно и уже нельзя забыть об этом, скрыть это или прекратить. Если эти три качества, три способности вами не обретены... вам просто всё равно придётся их приобрести)). Это нельзя обойти. И теперь, в вашем положении без вариантов это единственный ваш путь. И уже не важно, как он начался, с того ли, не важно, что всё разрушено или вы умираете, теперь ваш путь ясен и в каком-то смысле прост. Потому что неизбежен.
Махасиддх Горакша
P.S. А знаете, почему я начал всё это писать? Я хотел показать, как наши прошивки белых людей мешают нам понять, каким образом один из 84-х махасиддхов, будучи не очень умён и патологически беспамятен, с помощью путешествий по тантрическим святым местам обрёл полную реализацию. Нам это непонятно, потому что у нас очень стандартный ход мысли. Но и думать, что любого дурака можно таким образом привести к просветлению - ошибка. И то, и другое - следствие ошибок стандартного мышления. Как у лошади на шахте, идущей вечно по кругу.
Нам трудно подозревать, что такой глупый человек мог быть просто алмазом внутри грубого камня и вся его карма была готова к высшему учению, но нужен был точный удар по оболочке из грубого камня, чтобы проявил себя алмаз внутри. Вот почему настоящий Учитель всегда должен понимать ситуацию своего ученика. Твою индивидуальную, кармическую ситуацию, которая очень сильно может отличаться в своём потенциале от стереотипов, по которым ты создан генетически и социально. Потому что это далеко не всё. Иначе бы многие из реализаторов Дхармы так бы и остались патологическими обжорами, лентяями, убийцами, сутенёрами, калеками, царями или пастухами. Но это было не всё в них! Вот почему важно понимать себя. Но Учитель важней - потому что ты можешь ошибиться, а Он - уже нет.