Я вижу человека внутри, как под водой. Толща не самой чистой воды (не кристальной, уж точно!), какие-то подобные водорослям образования - это болевые и вообще проблемные комплексы. Всю жизнь накапливая и обслуживая их совершенно бессознательно, вращаясь вокруг них, человек постепенно зарастает внутри, и когда плавать в себе более становится невозможным, он умирает. Чтобы начать всё сначала - жизнь заставит с чем-то прощаться, вырывать своими же руками все эти порожние растения сознания, с болью, но часто всё равно без понимания. Исследуя годами себя внутри, я понял, что ничто не приходит снаружи, даже самые страшные вещи - концлагеря, изуверства, безумие, становление убийцами и насильниками - приводятся в действие нами, внутри нас, нашими собственными руками. Попробуй нырнуть в себя поглубже, в самую смерть, и войдёшь в совершенно, казалось бы, непроходимое состояние, куда не добирается свет солнца.
Когда-то давно мне пришла в голову такая аналогия, что эта вода - океан сансары. В каждом из нас целый океан. Некоторые сидят на берегу, не рискуя или вовсе не умея плавать. Другие создают лодки и даже целые корабли, учатся читать лоции, готовятся в мореходы, но часто не доживают до спуска на воду. До следующей жизни. Некоторые таки отправляются в плавание - каждый на том, что создал. Доплывают не все. Некоторые "Титаники" до сих пор служат притчей о легкомыслии, самолюбии и увлечённости своею силой. Некоторые скромные лодочки скользят легко и вовремя избегая шторма. Но все эти попытки - поверхностны по отношению к океану сансары.
Другой род существ учится нырять в глубину - кто просто задерживая дыхание, кто с аквалангом, а кто и вовсе на батискафе доходит до дна сансары и знает о таких существах, живущих в его глубинах, что остальные только рассматривают их на картинках, ужасаясь и ёжась. Почти все, кто ныряет в глубину океана сансары, либо исследуют её, чтобы просветить остальных, либо заняты спасением тех, кто по тем или иным причинам тонет, в том числе тех, кто чурался сансары и надеялся проскользнуть над водой сознания, не углубляясь в неё, будучи защищённым от неё бортом своего корабля.
Часть существ плещется возле берега, иногда ради развлечения, удовольствия или здоровья ныряя с ластами и маской. Они называют это "внутренняя жизнь")). Это просто часть их жизни в океане сансары.
А есть те, кто живёт в воде, вечно бороздя её просторы, зная, что вода одна и та же везде - и у этого берега, и у берега спасения)).
И есть те, кто летает над водой, никогда не причастен ей, но всегда видя, что происходит. Они всегда могут видеть солнце и использовать ветры. Иногда они садятся на поверхность, чтобы поймать рыбу. Иногда они летают так высоко, что видят тот берег, берег спасения, куда стремятся мореходы. Эти птицы никого не спасают в том смысле, что они никого не вылавливают, они изначально свободны от связи с водой. Они просто показывают, что есть что-то ещё, кроме сансары и необходимости переплыть её море, строить корабли и учиться плавать. Они говорят нам, что можно учиться летать.