Нацог Рандол писал, что сознательные существа однажды вследствие огрубления воплощений, будучи уже слепы внутренне, стали воспринимать собственные мысли за динамику внешнего мира, связывая мысли и ощущения напрямую только с внешними событиями и явлениями. Так выделилось Непознаваемое (по мнению существ), а люди потеряли, забыли «собственное исконное лицо».
Возможности столь инертного состояния тоже не безмерны, у них есть "дно", и оккультисты утверждают, что после прохождения точки нижнего предела "погружения в материю" начнётся эволюционное движение вверх, к утончению форм, энергий, мыслеведения и чувствознания. В своей "Карнатантре" Нацог Рандол описывает лишь одну половину пути - сверху вниз, но она полностью соответствует воззрениям оккультистов, в том числе в описании форм и образа жизни людей в период Трета- и Крита-юги.
Правда, все стараются этого не замечать - ИМХО, потому что оккультизм как дисциплина имеет дело с "планом" развития и преобразования мира, меж тем как буддизм направлен конкретно на освобождение существ и не требует для этого знания других этажей мироздания и его истории вообще. Хотя возможно, что этого не требуют люди.
Учение здесь, в нашем мире, не существует вне людей, а их состояние чаще всего плачевно. По моему мнению, это проявляется в том числе в агрессивности, с какой ортодоксы встречают любое связывание буддийской доктрины с какими-либо ещё учениями. У российских младобуддистов это особенно заметно (их любимый термин "шизотерика"). Также заметно при этом отсутствие культуры глубокого самостоятельного мышления, эти люди чаще реактивны, они спорят, но спорят тоже - цитатами, посредством пересказа положений официальной доктрины и т. д. В этом смысле они автоматичны и привязаны к Учению как к опоре. Памятуя Вималакирти-нирдеша-сутру, они ищут не Дхарму, а опору.
Меж тем, изучая доктрину тех же теософов и "Карнатантру" Нацог Рандола, я пришёл к выводу, что одиозность восприятия оккультных взглядов - плод всего лишь неразвитости людей во всех смыслах.
Последний пример в эту копилку меня просто восхитил:
Некогда в 1997-м году, кажется Сакья Тридзин приезжал в Бурятию, давал дженанг Хеваджры, ванг Курукулле. Будучи в Кижинге, он на чей-то искательный вопрос о картах Таро ответил в том смысле, что "закопайте эти карты поглубже в землю и забудьте о них". С тех пор это ЦУ гуляло по России где надо и не надо, к месту и не к месту)). Ретивость "адептов" не преминула сказаться. И вот на последней трансляции ННР, рассказывая о своём коренном Учителе Ригдзине Чжанчубе Дордже, привёл пример открытости просветлённого ума - у его Учителя есть терма о Таро. Просветлённый сидел себе в Тибете, а пространство его ума свободно постигало всё, что угодно!)))