Другой аспект - «голоса» внутри. Это голоса боли, это говорите не вы. Вы свободны от боли. Боль говорит, а вы отождествляетесь с болью. Вы запутались в том, кто вы? Как только вы осознаете, что не являетесь этими голосом и болью, вы освобождаетесь. Как это сделать? По тому же самому принципу. Вы направляете свое внимание на безмолвие, вы прислушиваетесь к нему, и как только начинаете слышать его, этого голоса больше нет. Нет боли. Боль стала путем. Путем безмолвия. Вы почувствовали безмолвие, и теперь вопрос в том, чтобы поддерживать его, питать его, достичь его полного осознания, соединить его с каждым голосом, звуком, музыкой. Так вы превращаете боль голоса в путь безмолвия.
То же самое с умом. В любой момент, если посмотрите на ум, вы увидите, что он мог бы быть яснее, чем сейчас. А иногда мы не знаем, ясен ум или нет. Легко посмотреть на кого-то другого и увидеть, что у этого человека плохое настроение. А вы сами при этом в каком, по-вашему, настроении?
В буддизме говорится: «Сем джи рангжин вё салва» (тиб.). Это значит, что природа ума - ясная и светлая. Ум всегда светел. И если вы хотите это почувствовать, то лучшее время для эксперимента - это худшее время в вашей жизни. Когда вы действительно в смятении, полностью охвачены болью - это лучшее время поэкспериментировать и проверить, светел ум или нет. Но если посмотреть на ум правильно, то вы увидите, что он светел. Он просто полон света, и всегда таким был. А если вы не смотрите на него, а смотрите на запутанность, порожденную эго, и неверно осознаете себя в ситуации, то вы, конечно, этого не видите.
Посмотрите на сам ум. Он ясен, и никогда не может быть неясным. Нет такой силы во Вселенной, которая могла бы омрачить природу ума или разрушить пространство. Можно разрушить гору, но не пространство. Вопрос только в том, чтобы направить внимание внутрь и увидеть это пространство. Оно есть.
Так мы превращаем боль тела, боль внутреннего голоса и боль ума в покой, а покой - в путь к Освобождению. Узнавая голоса боли внутри и прислушиваясь к безмолвию, слыша безмолвие, мы превращаем это безмолвие в путь к Освобождению. Чувствуя омрачения и блоки ума, мы соединяемся с пространством ума и превращаем эту запутанность ума в пространство ума, а пространство ума - в путь к Освобождению.
Конечно, вы можете сказать, что это звучит очень просто. Но о Дзогчене как раз говорят, что он настолько прост, что люди не знают, как его понимать.
Мы обожаем усложненные вещи. Если что-то трудно достать, то мы думаем, что это что-то хорошее. Наверное, поэтому некоторым людям всегда хочется чего-то такого, что им не достать. И это единственный способ не видеть то, что у вас есть. Я иногда советую: если хотите большего, цените то, что у вас есть сейчас. Заслуживают большего те, кто полностью ценят то, что у них есть. Не ценящие не заслуживают. Для них большее бессмысленно, потому что они не знают, что у них уже есть.
Величайшее, что у нас есть, - этот момент, эта жизнь. Наверное, это наше величайшее богатство, но чаще всего мы этого не видим. И о Дзогчене говорят, что он слишком близок к нам, поэтому мы его не понимаем.
Я думаю, особенно на Западе у людей есть проблемы с покоем, безмолвием и пространством. Люди думают, что пространство - это отсутствие созидательности; если кто-то молчит, это им кажется проблемой; если кто-то не двигается, это им кажется проблемой. Если кто-то ничем не занят - с ним что-то не так, верно? Если вас спрашивают, что вы делаете, и вы отвечаете «ничего», то здесь явно что-то не так, да? Это «ненормально». Когда вы с кем-нибудь встречаетесь, с вами незамедлительно стараются заговорить. И что, действительно обязательно нужно говорить? Особенно когда не знаете, что сказать? Нет. Когда вы не знаете, что сказать, вы всегда, в конечном счете, говорите что-нибудь глупое. Так что лучше безмолвствовать. А люди думают, что это неправильно. Что другим может быть обидно, если мы молчим. Но безмолвие прекрасно.
Я нередко встречаю людей, у которых проблемы во взаимоотношениях. И они мне говорят, что «очень долго друг с другом разговаривали». Они сообщают, что прошли два курса терапии, на которых тоже пришлос разговаривать. И еще они пишут обо всем, что происходит с ними каждый день в этом - как он называется? Spacebook? А, да, Facebook. Но кому до этого есть дело? Да, Spacebook, смешно (смеется). Одним словом, есть трудности с покоем, безмолвием и пространством, умом.
Хочу подчеркнуть, что главное - чувствовать эту боль, быть открытым и просто смотреть. Как хороший друг - спокойный, открытый, не осуждающий, поддерживающий. Так и вы будьте с вашей болью спокойны, безмолвны, пространственны и открыты. Вы даже не представляете себе, какое здесь мощное средство исцеления... Если вы хотите преобразить боль, то нет ничего лучше такого осознания. И этот инструмент - внутри вас.
Конечно, вы можете сказать: «Не думаю, что это поможет». Что ж, это голос, и с этим голосом помощь не сработает. От него очень трудно избавиться. Он будет говорить: «Ну да, я могу так посидеть, но что это
изменит в моей жизни?», «Какое это может иметь отношение к моей разбитой машине?», «Как это остановит моего пьяницу-мужа?» И голос, который это говорит, - это тот голос в вас, который побуждает вашего мужа пить еще больше. Он усиливается, вибрирует, превращается в энергию, приводит к тем или иным действиям, к возбуждению, а у вас даже и нет понятия о том, что он вносит вклад в пьянство вашего мужа. И кроме того, вносит вклад в вашу собственную боль. Вы должны осознавать, что в вас говорит такой голос. Как только вы его останавливаете, то чувствуете связь с пространством. У нас нет представления о питательности пространства, питательности осознания.
Самые замечательные события в моей работе с людьми - это когда им удается установить связь с пространством, и у них текут слезы из глаз, они радуются, они готовы прощать, они становятся сильными, у них появляется ясность относительно того, что им делать, - проявляются удивительные качества. Откуда? Из этого пространства. Когда вы ему позволяете, оно рождает все. И вы спросите: а почему это не проявлялось раньше? Именно потому, что было мало пространства. Пространство было занято и омрачено вашим эго. У вас было так много «голосов», что вы потеряли связь с безмолвием. У вас было так много волнений и движения, что вы потеряли связь с покоем.
Как же что-то могло родиться из пространства? В каком-то смысле ваша боль была больше заинтересована в том, чтобы избавиться от вас, чем вы - в том, чтобы избавиться от нее. И сначала нужно признаться себе в боли, позаботиться о боли, что означает - просто открыться ей. Нет ничего сложнее. И сохранять эту открытость достаточно долго. Тогда вы познаете силу и потенциал этого пространства.
Тендзин Вангьял Ринпоче