![](http://cs540108.vk.me/c417227/v417227055/7425/LbqWwpS6TIo.jpg)
«О, чудо!» - крик удивления, вырывающийся у ученика по поводу величия Дхармы и великого милосердия Учителя. Именно через них он познает своего истинного врага. Большинство людей не знает, кто их настоящий враг. Некоторые, хотя и знают, но имеют сомнения. Ученик же уверен в этом твердо.
Тут же поднимаю над собой кармическое оружие (чакру),
Трижды гневно раскручиваю его над головой,
Широко расставляю ноги - две истины,
во всю ширь раскрываю глаза - метод и интуицию,
Обнажаю клыки - четыре силы - и пронзаю врага оружием!
Было много раз упомянуто оружие дурных деяний, которое сражает людей за прошлые злые дела. Мы берем его, поднимаем над головой и раскручиваем трижды в великом гневе, чтобы в прах уничтожить своего злейшего врага - привязанность к Я. Наш гнев такой же, как у Ямандаги. Дхармаракшита был йогином, практикующим Ямандагу. В монастыре Раден, где жил Атиша, Бромтомпа и другие знаменитые Учителя, была огромная икона (танка), ранее, вероятно, принадлежавшая Дхармаракшите, на которой был изображен его Идам - Ямандага.
Есть одна легенда, связанная именно с этой танка. Во времена распространения буддизма в Индии, когда существовал Институт Наланда, было нашествие мусульман. Мусульмане (или лало) предавали все огню и разрушению. Для буддизма это был тяжелый период упадка. Нашествие было троекратное. Один из индийских пандитов, защитником которого был Ямандага, в гневе дал пощечину его изображению на танка, рассердившись на Ямандагу за то, что он допускает войска варваров в Индию. Тогда, говорят, потонуло большое количество тюрков, переправлявшихся в это время через Ганг. После этого тюрки, понеся большие потери, повернули назад, и буддизм вновь расцвел.
Как царь магии, поражающий своих врагов,
Притяни к себе клятвопреступника, ведущего меня и других к смерти,
Свирепого людоеда, которого зовут «демон привязанности к Я».
Он носится с оружием кармы по лесу и нет никому спасения!
Существуют различные тантрийские ритуалы для подавления врагов. Например, есть способ «царя магии», лишающий врага памяти. Но напрочь забыть о себе и полюбить других - это самый лучший способ уничтожения веры в истинное существование своего «я».
ХУМ, ХУМ! Великий Идам, сотвори чудо!
ДЗА-ДЗА! Свяжи клятвой этого врага!
ПХАТ-ПХАТ! Великого Яму уничтожь!
ШИГ-ШИГ! Разруби тугие узлы!
Двоекратный призыв - ХУМ, ХУМ - также обращен к относительной и абсолютной бодхичитте. Призыв обращен к Ямандаге, чтобы он показал всем свои сиддхи - мощь и магическую силу.
ДЗА-ДЗА - это притягивающий слог. Двоекратное произношение имеет такое же значение как и в предыдущих строках. Некоторые йогины, имеющие большие духовные достижения благодаря созерцательной практике, притягивают к себе нелюдь (мимаин). Они объясняют им: «Вы приносите людям много вреда. Отныне не делайте этого, в противном случае я вас убью!». Нелюдь им отвечает: «Никому больше не сделаем зла, отбросим все свои плохие замыслы и будем помогать людям во всем». Так они приводятся к клятве. Йогины, как говорится, вырывают у них клятву. Из-за давлеющего над ними обязательства нелюдь, хоть иногда и хочет совершить зло, не в силах этого сделать. Точно также мы притягиваем свое ЭГО и заставляем его служить другим.
ПХАТ-ПХАТ! - это раскалывающий звук. Относительной и абсолютной бодхичиттой раскалывается привязанность к "Я", подобная Яме. Здесь упоминается Яма, способный отнять у человека самое дорогое - жизнь. Такую же опасность представляет и привязанность к "Я". Но Яму может победить Ямараджа, или Ямандага. Привязанность к "Я" может победить относительная и абсолютная бодхичитта.
ШИГ-ШИГ - это призыв при помощи относительной и абсолютной бодхичитты разрубить узлы привязанности к Я.
Отрывок из комментария Еше Лодой Ринпоче к созерцательному ритуалу "Боевая чакра"