Матери и Питары. "Надзор за поэзией"

Aug 13, 2013 00:02




Поначалу в Европе не было богов-мужчин, которые могли бы оспаривать авторитет и власть Богини, зато у Нее был возлюбленный, им поочередно становились то милосердный Змей мудрости, то благотворная Звезда жизни, Ее сын. Сын воплощался в демонах разных тотемных общин, которыми Она повелевала, - все они участвовали в посвященных Ей эротических плясках. Змей воплощался в священных змеях ("духах мертвых") и насылал ветры. Сына звали также Люцифер, или Фосфор ("носитель света"), потому что как Вечерняя звезда он предшествовал свету Луны, ежегодно возрождался, рос на протяжении года, уничтожал Змея и завоевывал любовь Богини. Любовь Богини убивала его, но из его праха восставал другой Змей, который на Пасху приносил "глайн", или красное яйцо, Она его съедала и снова рождала сына как младенца. Сыном-Звездой был Осирис, и хотя после его смерти он змеем обернулся вокруг мира, его фаллос в пятьдесят ярдов длиной, который несла процессия, был украшен золотой звездой. Это символ обновления Осириса в образе младенца Гора, сына Исиды, Которая была одновременно его Невестой и Губительницей, а теперь вновь становилась его Матерью. Абсолютную власть Богини подтверждало ежегодно проводимое в Ее честь как "Повелительницы всего неистового" жертвоприношение, в ходе которого заживо сжигали птиц и зверей - тотемы всех общин.





Итак, самый известный образ эгейской религии - Женщина-Луна, сын-Звезда и мудрый пятнистый Змей, расположившиеся под плодовым деревом: Артемида, Геракл и Эрехфей. Сын-Звезда и Змей враждуют друг с другом: они поочередно добиваются милости у Женщины-Луны подобно тому, как за зимой наступает лето, за летом - зима, за рождением - смерть, а за смертью - рождение. Солнце светит то слабее, то ярче в зависимости от времени года, ветви деревьев то сгибаются под тяжестью плодов, то оголены, и только свет Луны неизменен. Луна беспристрастна: она с одинаковой легкостью и губит, и созидает.

Отцов пока нет, ибо Змей не в большей степени отец сына-Звезды, чем сын-Звезда - отец Змея. Они близнецы, и здесь мы вновь возвращаемся к единственной поэтической Теме. Поэт отождествляет себя с сыном-Звездой, Змей - его ненавистный соперник; лишь выступая в роли сатирика, поэт играет роль Змея. Тройственная Муза - Женщина в Своем божественном облике: Она Волшебница поэта, единственная тема его поэзии. Не следует забывать, что когда-то Аполлона ежегодно приносили в жертву Змею: на его надгробии в Дельфах Пифагор сделал надпись, в которой говорится, что Аполлон погиб в схватке с местным Пифоном, которого, как считалось, он убил. Сын-Звезда и Змей - обычные демоны; на Крите Богиню еще не изображают с божественным младенцем на руках. Она - Мать всего сущего; Ее сыновья и возлюбленные приобщаются к этой священной сути лишь по Ее милости.



Вместе с революционным институтом отцовства, проникшим в Европу с Востока, появился и институт обособленных браков. До сих пор существовали лишь групповые браки всех Женщин одной тотемной общины со всеми мужчинами другой тотемной общины; Кто является Матерью каждого ребенка, вопросов не вызывало, отцовство же было спорным, и ему не придавали никакого значения. После того, как совершилась патриархальная революция, изменился и социальный статус Женщины. Мужчина стал совершать священнодействия, к которым прежде его не допускала половая принадлежность, и в конце концов провозгласил себя главой дома, хотя большая часть собственности по-прежнему переходила от Матери к Дочери. Эта вторая, олимпийская стадия потребовала изменений в мифологии. Недостаточно было ввести в уже существующий миф понятие отцовства, как в орфической формуле, упоминаемой Климентом Александрийским: "Бык, который отец Змея, Змей, который отец Быка". Нужен был новый Младенец, который вытеснил бы и сына-Звезду, и Змея. Он воспет поэтами как младенец-Гром, младенец-Топор, младенец-Молот. Есть самые разные легенды о том, как он расправлялся с врагами. Он или брал золотой серп у Богини-Луны, своей Матери, и оскоплял им сына-Звезду, или сбрасывал его с горной вершины, или оглушал топором так, что тот погружался в безпробудный сон. Змея он обычно убивал на месте, после чего становился богом-отцом или богом Грома, брал в Жены свою Мать и зачинал с Ней божественных сыновей и Дочерей. В сущности, Дочери оказывались несовершенными копиями Матери в обликах молодой и полной Луны. В облике ущербной Луны Они превращались в собственную Мать (Бабушку, Сестру), а сыновья в какой-то мере становились сыном-Звездой и Змеем. Среди них был бог поэзии, музыки, искусств и наук, который со временем стал богом Солнца; во многих странах он превратился в регента своего дряхлеющего отца, бога Грома, а кое-где даже вытеснил его. Этой стадии развития религии греки и римляне достигли ко времени появления христианства.

Третья стадия культурного развития - чисто патриархальная, в ней Богинь вообще нет. Это поздний иудаизм, иудео-христианство, ислам и протестантство. Англия достигла этой стадии ко времени образования Содружества наций, ибо в средневековом католицизме Дева и Сын (перенявшие ритуалы и почести Женщины-Луны и Ее сына-Звезды) имели большее религиозное значение, чем бог-отец. (Змей превратился в дьявола, что и понятно, поскольку Христос змею противопоставил рыбу (Мф.7:10), и христиане сделали рыбу его символом.) Валлийцы поклонялись Деве и Сыну на полвека дольше, чем англичане, а ирландцы делают это и сейчас. Для поэзии эта стадия неблагоприятна. Гимны богу Грома, как бы щедро ни украшали его под бога Солнца (даже великолепный "Гимн богу-отцу" Скелтона), - слабые поэтические произведения, поскольку признание за Отцом неограниченной власти противоречит присущей поэту верности Музе. И хотя бог Грома преуспел в законничестве, логике, декламации и прозе, он никогда не был поэтом и не имел ни малейшего представления о подлинной поэзии, ибо перестал учиться у своей Матери.

Роберт Грейвс

искусство быть живым, религия, культура, поэзия, Европа, миф

Previous post Next post
Up