Люди как типы мудрости и заблуждения. Род Ратна

Aug 05, 2013 15:15




Люди часто делают ошибку в уме, воспринимая равенство как одинаковость. Но равностное отношение в буддизме связано, скорее, с непредвзятым отношением ко всему.

Люди склонны "останавливать мир в уме", им трудно воспринимать его в непрерывном движении, в сознании неизбежно происходит утрирование. Поэтому люди склонны подменять сложное равенство - простой одинаковостью.

Нам хочется закрепить за всем определённые качества и названия, чтобы потом уверенно просто пользоваться миром)), а не жить в нём, будучи его частью. Это глобальная проблема эго. Но именно поэтому всякая временная "победа" над окружающей средой только укрепляет гордость человека, как бы говоря ему: "Ты совершенно правильно и обоснованно любишь это и не любишь вот это. И, в конце концов, ты должен защищать свои инвестиции!".

Это всё обличает неуверенность и страх, а значит - необоснованность наших мнений и действий на основе привязанности и отвращения. Нам не хватает опоры, "земли" во всём и той равностности, с которой земля относится ко всему, что поддерживает. В буддизме ваджраяны мудрость равностности относится к Будде Ратнасамбхаве, а элемент "земля" - к его супруге Мамаки.




Ратнасамбхава - это чистая сущность скандхи ощущения. Непредвзятость уравновешивает порождаемые этой скандхой противоположности - привязанность и отвращение, наслаждение и боль. Такое умонастроение позволяет принимать и ценить их все как составляющие нашего целостного опыта, не испытывая при этом эмоционального беспокойства. Ощущение драгоценно само по себе: единый вкус жизни и разума заложен в самой природе всех ощущений, и благодаря ему мы можем проникнуть в сокровенный смысл любого ощущения. Вот что в тантрах называется «единовкусием», которое в наивысшей своей форме превращается в состояние великого блаженства.

Цвет рода Ратна - жёлтый или золотой. Во всех культурах золото имеет один и тот же символический смысл: богатство, как материальное, так и духовное. Золотые монеты ассоциируются с материальным благополучием; алхимическое золото - символ духовного совершенства; золотое обручальное кольцо - символ любви и верности; золотые ювелирные украшения уделяют владельцу толику своей красоты и ценности; святость ангелов, святых и божеств обозначается на изображениях золотым нимбом; золотая царская корона олицетворяет державную власть. В природном мире золотой и жёлтый цвета связаны со спелыми плодами и богатым урожаем, с драгоценным янтарем и шафраном, с жирным маслом, сладким мёдом и тёплым солнечным светом.

Ратнасамбхава олицетворяет принцип качества всех будд. Качество - это спонтанное проявление атрибутов и сил просветления, полная убеждённость и абсолютная уверенность в существовании пробужденной природы, посредством которой будды способны пробуждать других и вводить их в такое же состояние просветлённости.



Щедрость Ратны проистекает из непоколебимой уверенности в обладании благами. Чтобы приобщиться к этой уверенности, следует отказаться от своих ограниченных представлений о «я» и раскрыться навстречу безграничной силе качеств этого будды. В марма-видье говорится, что этот канал мудрости перекрывается, если человек предаётся страху нищеты или голода.

«Яд», связанный с этим родом, - гордыня, или заносчивость, противоположность непредвзятости и равенства. И именно гордость нередко становится причиной страха нищеты и забвения. Всеобъемлющее ощущение бытия, общее для всех живых существ, противостоит замкнутому мирку ограниченного индивидуального «я». В этом смысле род Ратна и Падма связаны, и часто говорят, что для практики покоряющих божеств, таких как Курукулле, нужно для начала разобраться со своей гордостью. В свою очередь, в обращении к этой Падма-дэви говорится о "покорении заносчивых и гордых миров".

Поскольку сущностное качество рода Ратна - щедрость, человек такого типа может искренне желать другим добра, но желание это проявляется в надменной, покровительственной форме. При этом теряется основополагающее сознание всеобщего равенства, и между дарующим и принимающим дар устанавливаются искажённые, неравноправные отношения. Проявляя щедрость, заносчивый человек лишь унижает других, забывая об их достоинстве и самоуважении. Примерами негативного поведения Ратны могут служить богач, хвастливо разбрасывающийся своими деньгами направо и налево, или хозяин, против воли навязывающий гостям угощение. В эмоциональной сфере щедрость Ратны тоже может превратиться из добродетели в недостаток: такова, к примеру, удушающая собственническая любовь.

Извращённый тип Ратны склонен расширять свои владения за счёт чужих, как если бы земля вдруг попыталась заполнить всё пространство. Гордыня стремится воздвигать самой себе грандиозные памятники, подавляющие своим величием и пышно разукрашенные показными признаками богатства. Чувство тождества, или равенства, напротив, не испытывает ни малейших сомнений в своём существовании и природном достоинстве, а потому не нуждается в том, чтобы производить на других впечатление.

Гордыня всегда настороже, всегда готова обороняться, тогда как сознание всеобщего равенства не чувствует угрозы своему существованию и не таит ни против кого злобы.

В духовной сфере люди рода Ратна нередко впадают в состояние, которое Трунгпа Ринпоче называл «духовным материализмом»: стремятся посетить как можно больше знаменитых учителей и получить как можно больше благословений и похвал или наставлений в различных практиках, которыми не собираются заниматься всерьёз (впрочем, стараясь не отдавать себе в этом отчёт, так как желание "иметь" заслоняет всё и, в сущности, прерывает течение жизни и строительство конструктивных планов).



Размышление об «уравновешивающем знании» - лекарство от всех крайностей, в которые может впасть личность типа Ратны. Оно помогает установить равновесие и гармонию; мудрость его учит нас распознавать врождённый потенциал просветления во всех живых существах, благодаря чему для нас становится невозможным отказывать им в уважении только из-за того, что они на нас не похожи. Глубокое чувство всеобщего тождества порождает в нас способность искренне сострадать и сочувствовать другим существам, какими бы чуждыми нам они ни казались. Постепенно мы перестаём придавать значение эмоциональным реакциям симпатии и антипатии, и на месте их расцветает непредвзятая и всеобъемлющая любовь. А внутреннее равновесие рождается из понимания того, что все существа - счастливые и несчастные, довольные и недовольные, богатые и бедные - независимо от обстоятельств располагают одинаковыми возможностями достичь просветления. Осознав всё это, мы открываем дорогу к проявлению духовных качеств элемента земли. Опираясь на твёрдое, уравновешенное основание и преисполнившись непоколебимой уверенности и чувства полной защищённости, пробужденная личность типа Ратны способна служить другим неисчерпаемым кладезем духовных сокровищ, не поддаваясь при этом ни гордыне, ни собственническим чувствам.

Использованы материалы лекций Чогьяма Трунгпы Ринпоче

люди, мудрость, Ратнасамбхава, наблюдения, ваджраяна

Previous post Next post
Up