Согласно древнеиндийским космологическим представлениям, четыре расы людей обитают на четырёх так называемых «континентах» (буквально - «островах»), расположенных к северу, югу, востоку и западу от горы Меру - оси нашего мироздания. Родина нашей расы - южный «континент», Джамбудвипа («Остров розовых яблок»). Первоначально Джамбудвипу отождествляли только с Индией или Южной Азией, но в наши дни её нередко соотносят со всей планетой Земля, а все четыре острова древней космологии считают разными измерениями, меж которыми отсутствуют контакты. Это к слову о том, что многие ныне недоумевают - какой смысл по-прежнему подносить плоскую мандалу, символ Вселенной? Очень простой - в мандале символически представлена Вселенная большей мерности, нежели наш мир в нашем 3-мерном восприятии. Расположение вокруг вершины мировой горы Меру и Солнца, и Луны одновременно и равноудалённо имеет чисто символический характер, и только материалистически узкий современный ум задаёт глупые вопросы типа "а почему она у вас плоская?". Потому что плоскость мандалы - это вовсе не планета Земля, как мы её знаем.
Рассматривая мир людей, нужно понять, что отличает его от пяти других измерений, лок. Прежде всего то, что, кроме людей и животных, остальные локи находятся в субъективных, "внутренних" измерениях. Ум, скованный неведением, склонен поэтому считать несуществующими, фантазиями (что для него одно и то же, хотя это не так). На психологическом уровне мы, люди, в ходе повседневной жизни переживаем состояния, характерные для всех шести лок, но все эти переживания проходят через призму специфически человеческого мировосприятия. Традиционно же мир людей соотносится с Лотосовым семейством Будд.
Род Лотоса олицетворяет преображение и очищение страстей и желаний. Относящиеся к этому роду будда Амитабха и бодхисаттва Авалокитешвара - две манифестации просветления, более прочих любимые и чтимые на всех территориях распространения буддизма. Причём во всех его школах и ответвлениях.
Трунгпа Ринпоче описывал мир людей как квинтэссенцию общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, представляют собой сущность страсти. Сопоставление с другими мирами подтверждает его правоту. У животных интеллект недостаточно развит для полноценного общения; голодные духи и обитатели ада слишком поглощены своими страданиями; боги и завистливые боги наделены разумом, превосходящим человеческий, но при этом полностью замкнуты на своих собственных переживаниях. И только люди любознательны и эмоциональны, подвержены сторонним влияниям и жаждут общения и взаимодействия. Кроме того, им присущи творческие устремления и идеалистическая тяга к совершенству. Люди отчаянно стараются познать, вовлечь в сферу своего влияния и поставить под контроль всё, что только можно. Научные исследования - это, по существу, страсть к познанию, а художественное творчество - страсть к самовыражению. Страстная жажда общения, любознательность и творческий порыв от начала времён служили движущими силами человеческой эволюции.
Именно эти качества, с буддийской точки зрения, и придают человеческой жизни особую ценность. Человеческая жизнь именуется «драгоценной», ибо из всех шести миров именно в мире людей открываются самые благоприятные возможности для следования Дхарме и достижения просветления. В данном случае речь идёт о физическом воплощении в виде человека, а не о временном состоянии сознания, соответствующем миру людей.
Если страсть становится навязчивой, она вырождается в жажду присвоения, алчность и похоть, что влечёт за собой тяжелейшие из страданий, которым подвержены обитатели мира людей: страдания, порождаемые утратой и неспособностью удержать то, что мы любим; страдания, связанные с невозможностью достичь желаемого и необходимостью терпеть то, что нам неприятно; и, наконец, страдания, сопряжённые с болью и смертью, - последствия привязанности к телу и к идее «я». При этом Трунгпа Ринпоче однажды заметил, что «миру людей гордыня, видимо, присуща в меньшей степени, чем любому другому миру» . Он пояснил, что под гордыней здесь понимает самодовольство и самоуспокоенность.
Однако гордыня может проявляться и в других формах. Она с лёгкостью оборачивается высокомерием и заносчивостью - качествами, нередко ложащимися в основу отношений человека с другими живыми существами, особенно с животными. Судя по всему, эта разновидность гордыни - сугубо человеческая характеристика, не свойственная обитателям других миров. По существу, её следовало бы признать главным фактором человеческой эволюции, ибо только врождённое высокомерие в сочетании со страстной любознательностью и творческими устремлениями позволило человечеству до такой степени подчинить себе природный мир. В санскрите слово "мана", означающее «гордыня», родственно словам, означающим «ум» и «человек».
Помимо того, что весь мир людей возникает под знаком страсти, среди нас все люди также делятся преимущественно на типы, принадлежащие к тому или иному семейству Будд по своему потенциалу и качествам. Сегодня мы рассмотрим качества людей Рода Падма)).
Будда Амитабха
Владыка Будда-семейства Лотоса, Амитабха, выражает абсолютную любовь и сострадание, присущие пробужденному состоянию; символ этого рода - красный лотос, элемент - огонь, а «яд», который надлежит преобразовать в любовь, - всепоглощающий жар страсти. Любопытно, что слово "рага", которым на санскрите именуется страсть, в своём основном значении переводится как «цвет», в первую очередь - «красный цвет». Кроме того, им обозначается один из музыкальных ладов (ведь музыка лучше прочих искусств способна передавать всевозможные «цвета» и оттенки эмоций). И, наконец, это же слово может переводиться как «любовь», «похоть», «желание» или «страсть».
В позитивном варианте личность типа Падмы (лотоса) исполнена душевного тепла и энтузиазма, любви и симпатии к людям; она сексуально привлекательна, чувственна и притягательна, ценит красоту и чувственные удовольствия, но при этом от природы склонна к состраданию, способна чувствовать чужую боль и стремится заключить весь мир в свои объятия. Энергия Падмы присутствует не только в эротической любви: сияние Падмы исходит, например, и от матери с младенцем, и от человека, ухаживающего за больным другом. У религиозных людей это качество проявляется в форме глубокой набожности.
В негативном варианте тип Падмы принимает форму алчности и захватнических устремлений, подобно жадному пламени, пожирающему всё без разбора. Человек этого типа неумерен в своих желаниях и не понимает, когда следует остановиться. К людям и вещам он относится по-собственнически. В личных отношениях такой человек может быть чересчур эмоциональным, сентиментальным и привязчивым. В другом варианте личность типа Падмы опьяняется собственной соблазнительностью и привлекает к себе влюблённых только для того, чтобы злоупотребить их чувствами или извлечь из них какую-то пользу, а затем бросить.
Качества Амитабхи делают членов его рода чрезвычайно любознательными и внимательными ко всем мелочам жизни; но, удовлетворив первое любопытство, они нередко теряют интерес к предмету и не пытаются проникнуть в его истинный смысл. Иногда таких людей глубоко волнует и вдохновляет красота религиозного искусства и ритуалов, но им кажется, что этого вполне достаточно, и понять подлинный духовный смысл религиозных церемоний им так и не удаётся. Они склонны придавать значение только поверхностному блеску и, вместе с тем, способны с успехом игнорировать всё неприятное.
Время суток Падмы - вечер, когда мир окрашивается багряным закатным светом, а мысли обретают романтический оттенок. Это время, когда люди отдыхают в кругу семьи, когда друзья собираются для совместных развлечений, а влюблённые приходят на свидания. Время года Падмы - весна во всей её соблазнительной юной красе, со всеми её щедрыми обещаниями. В индийской мифологии бог весны - вечный спутник бога любви...
Авалокитешвара ануттара-тантр - Гьялва Гьяцо
Огонь, энергия страсти не только обжигает, но и дарит тепло, поддерживающее нашу жизнь, и свет, озаряющий нам дорогу. В «яд» их превращает привязанность к идее неизменного и постоянного «я». При внимательном рассмотрении качеств рода Падма становится совершенно ясно, что просто отвергнуть «пять ядов» невозможно - их следует преобразовать в знание и мудрость путём постижения их истинной природы.
Мудрость, олицетворённую Амитабхой, обычно называют "различающей всё по отдельности". Она связана со скандхой восприятия, благодаря которой мы можем распознавать, называть и запоминать все объекты, воспринимаемые органами чувств. Этот тип знания - признание многообразия в единстве. У будд и бодхисаттв он проявляется как мудрость, позволяющая им понимать точку зрения различных живых существ, чтобы помочь каждому отдельному существу выбрать тот способ, который наилучшим образом соответствует его характеру и склонностям.
Курукулле, янгтер Джамьянга Кхьенце Вангпо
Мудрость различения (праджня) помогает преобразовать и очистить захватническую природу «яда» страсти. В самой грубой своей форме страсть - это просто стремление к обладанию. Пробужденное сознание при виде объектов не переживает желания "схватить", его внимание не прерывается, схваченное петлёй вожделения, но продолжается - в свободном переживании познания объектов. Оно способно наслаждаться, не привязываясь. Оно не искажает мир желанием иметь его, он и так есть)), и такое сознание просто позволяет всему быть, как есть.
Желание и привязанность коренятся в двойственности, но питаются стремлением к единству и страстной мечтой о преодолении одиночества, на которое обрекают нас отчуждённость и разделённость.
Мудрость различения, напротив, рождена недвойственностью, а потому позволяет нам спокойно наслаждаться мнимой разделённостью и играть свою роль во всеобщем танце многообразия. Очищенная прозрением, импульсивность страсти превращается в искренний интерес и со-участие.
Без желания и страсти мы не могли бы стремиться к просветлению, не стало бы возможным распространение Дхармы. А, как известно, она распространяется с помощью речи. Поэтому Амитабха символизирует священную Речь Будд, которая неизменно правдива. Общение рождается из страсти, из тяги к другим людям, из взаимодействия между людьми. Личность типа Падмы обладает исключительными способностями к общению. Как для всех нас притягательно тепло огня, так и качества этого рода чрезвычайно привлекательны для всех людей.
Использованы материалы лекций Чогьяма Трунгпы Ринпоче