Оригинал взят у
bunaeva в
Иволгинский дацан В августе прошлого года я наконец-то съездила в дацан. Для этого поста я выбрала 45 самых симпатичных и интересных фотографий, решила снабдить их комментариями, для тех кто не жил в тех краях и не знаком с буддистскими символами и обычаями, и так увлеклась, что получилось многобуков и без моих эмоциональных криков обожекактамкрасиво)
Так что, усаживайтесь поудобнее, сегодня у нас познавательный день)
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (также тиб. «Гандан Даши Чойнхорлин»; бур. Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид - «монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости») - Резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. Расположен возле села Верхняя Иволга, в 30 километрах от Улан-Удэ.
Справа от тропинки стоят на подставках хурдэ - молитвенные барабаны. Внутри них находятся дхарани - мантры, написанные на полосках бумаги или ткани. Когда барабан вращается, мантры приводятся в действие. Нужно пройти по периметру по часовой стрелке и покрутить все барабаны и у каждого оставить подношение - монетку, конфету, рис. Мы с мамой не рассчитали, монеты и конфеты у нас закончились еще на первой четверти периметра) Надо было мешок риса брать.
Барабаны бывают разные - от самых маленьких до огромных, в человеческий рост, который нужно с силой тащить двумя руками.
Есть барабаны новые и роскошные, как возле дворца Хамбо-ламы Итигэлова, и старые, потрескавшиеся, с неразличимыми уже узорами и иероглифами.
Флажки-дарцаг, на которых написаны сутры, привязываются к деревьям. Каждое колебание на ветру является прочтением мантры. Есть еще обычай привязывать к деревьям просто цветные лоскутки - хий-морин (конь удачи). Такие деревья стоят в священных местах и на всех горных перевалах, когда проезжаешь мимо на машине, по-хорошему надо остановиться, выйти (раньше сходили с коня), оказать почтение духам - чтобы дорога была удачной. Можно просто отрыть окно и на ходу бросить монетку)
Главный храм - Цогчен дуган, классический образец трехэтажного дугана, воплощение достижений бурятского буддийского зодчества. Построен в 1976 году.
Самое красивое здание - это Этигэлэ Хамбо Ламын ордон - Дворец Хамбо Ламы Этигэлова (Итигэлова).
В нем хранится одна из буддийских реликвий - нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. В 1927 году он вошел в транс и умер в позе лотоса, предварительно завещав потомкам вскрыть саркофаг через 25 лет. Вскрыли его только в 2002, и обнаружилось, что тело не истлело. Сейчас оно хранится в дацане, посмотреть на него, как на Ленина в мавзолее, к сожалению, нельзя - только восемь дней в году его открывают для посещения. Люди верят, что прикосновение к нетленному телу исцеляет от болезней и дарует удачу. Ходят слухи, что некоторые важные лица в государстве получили высокие посты после того как прикоснулись к телу Итигэлова).
В беседке возле дворца за стеклом можно наблюдать статую Хамбо Ламы Этигэлова.
Дворец стоит обойти кругом, он богато украшен со всех сторон. Сзади, например, чудесная танка с белым старцем
Сбоку окно украшено изображением символов буддизма - снизу лотос, символ чистоты, сверху - Исполняющая желания драгоценность (не только освобождает от холода, жары, болезней и преждевременной смерти, но и освещает своим светом любое помещение, так Будда просветленным умом постигает абсолютную истину). Нашла название этой штуки
здесь.
От заостренных карнизов я просто без ума)
На фасаде сверху две косули и колесо дхармы - эта композиция есть на каждом храме над входом
Возле дворца монах проводил для группы посетителей то ли экскурсию, то ли просветительную беседу.
Устройство для поклонения, поражающее воображение непривычного к этому человека - на него становятся на колени, а деревяшку впереди себя нужно толкать руками, пока лбом не упрешься в пол. Наверное, мышцы пресса хорошо прокачивает.
Храм Зелёной Тары (Ногоон Дари Эхэн сумээ) запечатлен у меня только фрагментами
Рядом с ним находится камень, исполняющий желания. Нужно встать у черты, проведенной метрах в десяти от камня, вытянуть руку, закрыть глаза и идти вперед. Если попадешь рукой в камень - желание исполнится. Я промахнулась(
Маниин дуган посвящен Будде сострадания и милосердия одиннадцатиликому Авалокитешваре.
Сейчас идет строительство Гунриг дугана, посвященному Будде Вайрочана (бур. Гунриг, тиб. Нампар Нангдзэ, букв. Солнечный", "Лучезарный", один из пяти Дхьяни-Будд, Будда Самбхогакаи, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства). Каждый желающий может пожертвовать 50 рублей на условный "кирпич", вписать свое имя в клеточку на доске и приобщиться, видимо, к изначальной мудрости абсолюта.
Ступы (субурганы) появились еще в Индии при жизни Будды Шакьямуни. Это один из символов буддийской веры, предмет поклонения и чествования, наравне со статуями будд. В прежние времена они также были гробницами для лам. На вершине ступы находится древний символ вечной жизни "соёмбо" - луна, солнце и пламенеющий огонь (нада). Этот же символ изображен на флаге и гербе Бурятии. Соёмбо с 17 века считается символом монгольского народа, однако в Лхасе тоже есть ступы, им увенчанные.
Зула - масляная лампадка, вместо церковной свечи. Их зажигают на алтарях, но есть еще отдельное маленькое строение "Зулын гэр" (Дом зулы), где стоит только стол и постамент для ламп.
Курильницы - еще один атрибут буддийского храма. В них жгут какие-то специальные травы
На информационных стендах висят объявления о будущих праздниках/службах, что, когда и где и какой вкусняшки для подношения божествам с собой принести) Я когда увидела банку топленого масла возле статуи божества в храме, удивилась. Куда деваются подношения божетсвам в виде такой питательной и полезной пищи, можно только гадать) Мы с мамой нагадали, что монахам, живущим в дацане, тоже надо что-то есть)
Недалеко от входа, за сувенирным рынком, есть суровое бурятское кафе. Буузы - это манты, а что такое бообы, и с чем их едят, для меня загадка.
На территории дацана обитает множество котэ
... и коров
А входы в храм охраняет расписная улыбающаяся живность
P.S. Я всё-таки скажу это) Там изумительно! Фотографировать внутри храмов я не стала, ибо нельзя, и монахи там сидят молятся, и вообще в храме как-то нехорошо фотографировать, если сказали нельзя))) Зато я в полной мере насмотрелась на всё это великолепие своими глазами! И даже послушала часть хурала (службы) - два монаха ритмично бормотали гортанными голосами молитвы, отбивая ритм в гонг, завораживающий процесс)
P.P.S. На самом деле, снаружи храмов фотографировать тоже нельзя. Но об этом сказано только на бумажке, висящей в одном из храмов с внутренней стороны двери. Вот не зашла бы туда - и не узнала бы даже) А так узнала, но было всё равно уже поздно)