Правильное отношение к эго, или Не ввязывайтесь в бой с собственной тенью!

Jul 20, 2013 13:26




Исходя из того, что эго - это корень страданий, многие ошибочно полагают, будто цель духовности заключается в обуздании и уничтожении эго. Они пытаются сбросить с себя его железную руку, но, как выясняется позже, сама эта борьба - просто еще одно выражение эго.

Чогьям Трунгпа Ринпоче

Чрезмерные желания всегда сопровождаются отвращением. Нужно преодолеть неведение относительно этого. Именно на эту диалектику указывал Будда. Сегодня многие думают, что он учил искоренять желания, бороться с ними, но это ошибка. Ещё никто не обретал освобождения в борьбе с собой. Представления о развитии как о борьбе являются проявлением грубости ума, обилия агрессивных волевых импульсов (самскар).

Существование эго не является случайным, оно не создано, чтобы быть достойным лишь уничтожения. Почему многим деятелям не приходит в голову, что это был бы верх нецелесообразности в природе? Да попросту идиотизма. Но в природе мира нет таких идиотских проявлений. Существование эго имеет цель, и нужно понимать её, прежде чем громогласно заявлять о необходимости его уничтожения.




Эго это не вещь, которую можно уничтожить. Воспринимая эго как предмет и пытаясь его уничтожить, вы просто пытаетесь уничтожить самих себя, а это вряд ли получится)). Попытки встать над ним посредством возвышенного мышления - это всего лишь попытки отделиться от него, не имея особого понятия о том, что это такое. Это просто реакция отторжения, сопровождающая чрезмерное желание избавления. Меж тем, всё гораздо проще и сложнее одновременно. Эго нет смысла воспринимать предметно, объектно. Оно является проблемой лишь до тех пор, пока служит для человека источником самоотождествления. Это ключевое. В этом смысле недоразвитое эго, проявленное в слабом характере, низкой самооценке и невнятности критериев жизни, тоже является препятствием. Здесь, как в фэнг-шуй, сущность является более важной, чем то, в чём она проявляется. Сущность эго - сила самоотождествления. С ролями, задачами и силами мира. Проблема не в самих этих явлениях, а в нашем самоотождествлении с ними.



Часто практики ваджраяны не понимают символики собственных божеств, на что те опираются и смысл этого как силы. Нужно понимать, что это сила развитого и управляемого эго помогает нам устоять в трудных обстоятельствах, помогает выживать, не терять связь с землёй и не закрывать глаза на обстоятельства. Без эго мы быстро унеслись бы в небеса, меж тем как мы предназначены соединять небо и землю. Вопрос в ясном осознавании и осуществлении в здравом уме и твёрдой памяти. Это совершенно иное, нежели унестись в мир якобы духовных задач, потеряв связь с никуда не исчезнувшим окружающим миром.



Вот что пишет японский практик Дзякусё Квонг-роси: "Лишь после болезни я понял, как важно утвердиться в собственной судьбе. Наше «я» проявляет себя обычно в ситуациях непредсказуемых, непостижимых. Это «я», которое способно терпеть, принять правду, справиться с миром и судьбой. Только в таких случаях наши поражения становятся победами. И тогда ничто не в состоянии нам помешать - ни извне, ни изнутри. Тогда наше «я» способно устоять в потоке жизни и времени. Но это верно лишь в случае, если мы не намерены и не пытаемся вмешиваться в ход своей судьбы.

С точки зрения духовной жизни, эго, как ни парадоксально, может принести большую пользу, так как помогает духовному практику совладать с разнообразными переживаниями «без эго», которые его так манят. Именно сильное эго обеспечивает надежную опору и контекст, позволяющий подобные переживания оценивать. Что касается самого эго, то для него первостепенная важность духовной практики заключается в том, что она укрепляет личность, готовит ее стать для грядущей просветленности подмогой, а не помехой. Эго - механизм, по разумности и сложности почти ни с чем не сравнимый; уступает он разве что Истине, Просветлению и Богу.

Редкие люди, познавшие эго так хорошо, что оно стало их другом, научились действенно обращать то, что было некогда просто невротической реакцией, на службу просветлению. Например, эго, жадное до денег, вещей или славы, может с той же алчностью устремиться к Богу и довольствоваться при этом лишь высочайшим потенциалом своего осуществления в Боге; эго нуждающееся можно превратить в источник стремления к Истине, и оно будет настойчиво тянуться ко всему, что, по его мнению, возможно; эго по прежнему может гордиться, но уже не собой, а величием Истины либо дивом Учения.

Человеку, решившему учиться, нужно сильное эго, а не его отсутствие. Ему нужно сформироваться. Когда это произойдет, когда он будет прочно стоять ногах, он сможет больше не заботиться об этом" .

Но и горячо увлекаясь этим путём, нужно не забывать прохладную мудрость Будды - не будьте в неведении относительно того, что чрезмерные желания вызывают отвращение. Это ключ к пониманию равновесия срединного пути и освобождению от спутанности неведения, желаний-страстей и отвращения-гнева.

САРВА МАНГАЛАМ!

саморазвитие, самоисцеление, личное, самопознание, эго, буддизм

Previous post Next post
Up