Алхимический брак. Индивидуация

Jul 03, 2013 13:38



«Мы должны рассматривать эти процессы не как нематериальные фантомы, которые удобно считать картинками фантазии, но как что-то материально-телесное, "тонкое тело", полу-духовное по своей природе. Во времена, когда еще не существовало эмпирической психологии, должно было проявиться подобное овеществление, ибо бессознательное в активном состоянии проецируется на материю - так сказать, обращается к человеку снаружи. Это гибридный феномен, наполовину духовный, наполовину физический, овеществление, которое так часто встречается в психологии примитивов. Imaginatio, или акт воображения, был, таким образом, актом физической активности, который мог воздействовать в течение периода материальных преобразований, вызывал их и, в свою очередь, подвергался их влиянию. Таким образом, алхимик общался не только с бессознательным, но и с именно той субстанцией, которую надеялся преобразовать с помощью силы воображения».




Это заставляет нас вспомнить о психофизической проблеме, которая, как мы отмечали, принципиально неразрешима с точки зрения современной науки, поскольку наука базируется на положении Декарта о существовании двух несводимых друг к другу субстанций - материальной и духовной. Но для алхимии никакой такой проблемы просто не существовало. То есть алхимик, конечно же, видел разницу между ментальным и материальным, но он вовсе не считал, что это две несовместимые субстанции. Наоборот, он как раз старался соединить дух и материю. Так было всегда. Так было и в XVII веке, когда жил Декарт, а алхимия достигла наивысшего расцвета. Но когда алхимики начали прислушиваться к философам, вроде Декарта, алхимия стала клониться к закату и мало-помалу превратилась в обычную химию.



Юнг вскрывает самую суть классической алхимии, когда говорит: «В те времена не было различения типа "или-или", но существовала промежуточная область между разумом и материей, т.е. психическая область тонких тел, чьи свойства проявляли себя как в ментальной, так и в материальной форме. Это единственное, что придает смысл алхимическому мышлению. Очевидно, существование такой промежуточной области приводит к внезапной преграде в тот момент, когда мы пытаемся изучать материю саму по себе, вне всех проекций; и эта промежуточная область остается несуществующей, пока мы верим, что знаем что-нибудь определенное о материи или о психе. Но когда физик прикасается к "нетронутой, недоступной области", а психолог вынужден согласиться с фактом существования иной формы личного бессознательного - другими словами, когда психология слишком близко приближается к непроницаемой тьме, тогда промежуточная область тонких тел оживает вновь, а психическое и физическое еще раз сливаются в неразличимом единстве. Сегодня мы очень близко подошли к этому решающему моменту».



Вообще, понятие парадокса занимает ключевое место в «Психологии и алхимии». Уже во «Введение в проблемы алхимии» можно прочесть: «Как это ни странно, парадокс является одной из наших величайших духовных ценностей, тогда как единство мнений есть признак слабости. Поэтому религия становится внутренне обедненной, если теряет или смягчает свои парадоксы; но их приумножение обогащает, потому что только парадокс ведет к максимально верному пониманию полноты жизни. Отсутствие неясности и противоречий односторонне и потому непригодно для выражения непостижимого». Это сказано в связи с попыткой алхимически описать Самость, «которая объединяет уникальность с вечностью и индивидуальное с универсальным. Самость - это объединение противоположностей par excellence».

http://www.peremeny.ru/colums/view/1488/

самопосвящение, самоосвобождение, алхимия, индивидуальность, Юнг, история

Previous post Next post
Up