Обычные люди хоть в какой-то степени осознанно функционируют лишь в бодрствующем состоянии в физическом мире и имеют содержательные переживания в низшем аспекте сна со сновидениями (который соответствует субъективным мирам кама-локи). Что же касается высшего аспекта сна со сновидениями и, тем более, глубокого сна, то эти состояния переживаются обычными людьми как бессознательные. Чтобы осознавать их, требуется встать на путь йоги. С данным моментом неразрывно связано и то, что рупа- и арупа-локи, соответствующие этим состояниям, считаются мирами йогического созерцания.
Кама-лока, рупа-лока и арупа-лока - это миры, в которых деятельность сознания обусловлена парикальпитой. Это проявляется в том, что населяющие их существа осознают лишь соответствующие объекты восприятия, но не породившие их причины и те законы, по которым это порождение осуществляется. Как мы уже показали выше, воображаемая природа - это всегда всего лишь результат неких причин, а сами причины, её породившие, находятся вне её. Выход за пределы парикальпиты - это вхождение в мир причин и тех реальных законов, по которым функционирует космос, то есть в сферу паратантры, воспринимаемой посредством света последующей мудрости. Данная сфера представляет собой совокупность макрокосмических состояний сознания.
Пребывание в макрокосмическом формном (рупа) сознании - это состояние созерцания эмбриона нашего космоса (Хираньягарбха), то есть тех тонких форм, на основании которых и из которых возникает проявленная вселенная.
Макрокосмическое арупа-сознание - это не простое переживание пустоты (бессодержательного покоя), а непосредственное знание универсальных принципов функционирования зависимой природы в аспекте её взаимоотношений с воображаемым. Причём важно отметить, что эти принципы воспринимаются не как что-то объективное, а как поток высшей воли, созидающей наш мир. Реальное (а не воображаемое) арупа-сознание - это главным образом осознавание воли (ментального действия - четана), которая в её недвойственном аспекте есть ничто иное как всесвершающая мудрость Амогхасиддхи.